Школьные годы мои часть 4

Валентина 9
    Школьные годы шли, я потихоньку взрослела, но на каникулах оставалась всё таким же сорванцом. Как уже говорила раньше, я каждый год все три смены обязательно ездила в загородный лагерь. Очень мне там нравилось. Там я разворачивалась в полную меру. Всегда мы что-нибудь придумывали новенькое. В одну из смен, мы придумали себе (девчонки) такое развлечение: закрывались в пионерской комнате, я на разные голоса пела песни(у меня очень хорошо выходило подражать
певцам и певицам). Мальчишки бегали внизу под окнами (а мы были на втором этаже)и просились к нам. Мы всем говорили, что мы слушаем пластинки. Все верили и даже
воспитатели допытывались, где мы взяли проигрыватель и пластинки. Мы долго молчали, как партизаны, а потом пришлось открыться одной из воспитательниц, что было на самом деле и никакого проигрывателя и в помине у нас не было. А мальчишки
так и остались в неведеньи. А в одну из смен, уже в последний год, когда можно
было ездить, меня чуть ли ни в самом конце едва не выгнали с лагеря. Спросите
 за что же такая немилость? Каждый вечер у нас были танцы. Гоняли пластинки, а мы танцевали. А в те времена как раз в моде были рок-н-рол и твист. Ну мы с одним
пацаном и устроили представление, что-то среднее из обоих танцев. Некоторые пыта-
лись повторить, но нас прервали. Стали кричать на нас, что это западная пропаганда и как нам нам комсомольцам не стыдно и всё в том же духе. И завтра
вызовут родителей, что нам не место в лагере. Но всё обошлось. Мы остались и всё шло, как и прежде. Я ещё вспомнила одну не очень приятную историю из лагерной
жизни. С одной из смен, (это я была где-то четвёртом или пятом классе) я привезла домой кучу вшей. И мама с бабушкой начали их мне вычёсывать, вытравливать, таскать гниды... Занятие не слишком приятное ни для них, ни тем более для меня. А тем более, что через несколько дней нужно опять ехать в лагерь. Но приходилось терпеть. Оказалось, что вся наша палата приехала домой с этими бекасиками. Были у одной из девчонок, а к концу смены оказались у всех. А волосы у меня были длиннющими, густыми. И попробуй из такой гривы вычесать и истребить эту нечисть. Слёз было вылито не мало.  Но к началу следующей смены моя голова была избавлена от этой нечисти.
      До начала учебного года после лагеря родители возили меня к бабушке в
деревню, брат почему-то и туда не особо любил ездить. Я же с удовольствием
ходила с бабушкой и за ягодами и за грибами и помогала в огороде. И надо сказать, что в огороде у бабушки всё росло отменно. Огурцов и помидор на зиму
целые бочки засаливала. А ведь в те времена никаких плёнок, никаких укрывных
материалов не было. Иногда в ход шли домотканные половики. А ещё в то время по
деревням драли лыко с ив и сдавали в сельпо. За это получали деньги, и я помогала бабушке заготавливать это лыко. Раньше и шкуры с животных сдавались и шли на выделку, а потом из выделанных шкур шили обувь. Не то что сейчас не пойми из чего шьют обувь. Туфли обуешь, попадёшь под дождь и ноги сразу же мокрые становятся. В деревнях раньше чем только не занимались, чтобы лишнюю копейку заработать. А сейчас никому и ничего не стало нужно, деревни вымирают, скоро на селе вообще некому будет жить и работать. Везут всякую дрянь из-за
границы, а что там внутри этих фруктов, овощей - только догадывайтесь...
      А раньше ели всё своё, натуральное. В каждой деревне стадо коров с телятами, стадо овец (самое экологически чистое мясо), поросята были, но очень мало, куры, гуси. Масло своё били, окорока свои вялили. Грибов всяких и сушёных и соленых,и ягод и пареных и сушёных. А кто и колбаски свои делал. Для себя же любимых старались, а сейчас зачастую вообще огороды запущены. Спрашиваешь - почему? А зачем, всё в магазине есть, а тут горбатиться надо.
       Но я что-то отвлеклась.
       После восьмого класса я попросила у папы, чтобы он устроил меня хотя бы на месяц в завод. Хотелось заработать немного денег, чтобы не просить у родителей на кино, на книги. Тем более, что в конце апреля того года, мама попала в автомобильную катастрофу и три месяца лежала сначала в нашей районной больнице, а потом ещё четыре в Новгороде в областной.
      Меня взяли на месяц, ничего выдержала, хоть иногда и не хотелось утром вставать рано. Но ведь надо - всё же рабочий человек!  И после девятого, и после десятого я по месяцу работала в заводе. Нас таких ребятишек было довольно много, которые летом работали и не только в заводе.
      В девятом классе мне и ещё одному мальчику предложили поехать в физико-математическую школу. Но поскольку мама почти большую часть времени находилась в больницах, то моя кандидатура отпала. Куда же мне ехать? Я была за хозяйку в доме: покупала продукты, готовила, убиралась в доме. Стирать помогал папа. Пришлось рано становиться хозяйкой в доме. Уехал этот мальчик один, а где-то через полгода вернулся обратно домой. Что-то у него какие-то проблемы со здоровьем были. Но в наш класс он, почему-то не вернулся. Я всё также училась хорошо, занималась в кружках художественной самодеятельности (пела). В школе иногда баловалась. Писала к дню рождения одноклассников и к праздникам на открытках шуточные поздравления в стихах и за час до уроков приходила в класс и раскладывала на партах эти открытки, а сама уходила. И приходила уже перед началом уроков. Большинство вообще не догадывались, что это мои проделки. Я не признавалась. А они только гадали кто же это.
      И вот наступил последний одиннадцатый год учёбы. Ничего такого особо
выдающегося, вроде и не происходило, но все понимали, что это заключительный год перед нашей взрослой жизни. И будем ли мы готовы к вступлению в неё. Экзамены проходили в две группы (это наш класс). А в нашей школе в тот год выпускалось пять классов: три одиннадцатых и два десятых.И как-то так получилось, что у нас с одним одноклассников (а мы были с ним в разных группах) на всех экзаменах по всем предметам выпали одни и те же билеты. Мы сразу как-то и не врубились, а потом уже стали интересоваться какой билет у него или у меня был. И на всех экзаменах у нас с ним вытаскивались одинаковые билеты.
     Школу я окончила с похвальной грамотой, мою фамилию занесли на почётную доску школы и как говорится - вперёд и с песней. Начинается новая жизнь и каждый устраивает её, как сможет и как получится.
      Потом уже часто я думала, почему я так наплевательски относилась к школьным урокам, ведь могла запросто закончить с медалью. Вот почему? И глядя на то сколько времени моя дочь отдавала на подготовку уроков, я лишний раз понимала, что если бы я столько времени отдавала на подготовку уроков, медаль  точно была бы у меня в кармане. Но что было, то прошло и уже ничего обратно не вернёшь, как бы ни старался и как бы ни желал. Всему своё время. Впрочем я особо и не жалею, что не получила никакой медали. Главное, что я получала удовольствие от учёбы, мне было всё интересно и хорошо. И часто слышу от молодёжи, что им не нравится учиться, что не хочется в школу. Как же они слепы и глупы. Как жаль их. Или они думают, что читать и писать научились и это всё, что нужно в жизни?
       Но вот то, что начинается после окончания школы - это уже совсем другая жизнь, другие поступки, другие желания и возможности. Каждый выбирает свой путь и свою судьбу. Или как говорится: кому что на роду написано и предназначено.
       А мои школьные годы закончились, а я до сих пор часто вспоминаю о тех
 годах.
       И ещё хочу написать об обязательных наших отработках в колхозах, начиная с пятого класса, когда нас на целый месяц отрывали от школы и дома и увозили в
колхоз в деревни. Расселяли по разным избам по три, четыре а то и по пять человек. И зачастую нам самим приходилось и готовить на самих себя. И хорошо, если нас привозили на выходной день домой помыться в бане и поесть как следует. А то было несколько случаев, что нас просто забывали отвозить домой, И мы устраивали бунт, а пару раз мы все просто пошли пешком домой. Как мы тогда двадцать километров прошли и не заблудились и не потерялись по дороге? Правда потом и учителям и руководству колхоза в котором мы были досталось хорошо. Теперь учеников в колхозы не посылают, да и самих колхозов не стало. И уже многих деревень и в помине нет. Много времени прошло с тех пор. Помню, что были мы в одной деревне и у хозяйки, у которой нас поселили троих девчонок, сын водил в ночное лошадей. Он уже был женат и жил отдельно от матери, но частенько заходил к ней. И вот я узнала, что он отводит в ночное лошадей и напросилась покататься на лошади. Моя подруга тоже изъявила желание покататься. Лошади были приведены к дому, где мы квартировали. Каждой из нас выделили по лошади. И не успев как следует забраться на лошадь, а седла не было, моя лошадь вдруг резко рванула с места и я едва не свалилась с неё. Чудом удержалась верхом, после этого она поскакала нормально, я порасслабилась, но рановато. Чувствую, что она опять набирает бег и вижу над тропой нагнутую дугой берёзу. И уже в самый последний момент я плашмя легла на лошадь, держать за её шею. После этого лошадь опять перешла на нормальный ход. Дальше нам  нужно было перейти небольшую речушку. И опять лошадь устроила мне испытание. У другого берега лошадь вдруг припала на передние ноги и я чуть не перелетела через её голову, но опять каким-то чудом удержалась. А лошадь, как ни в чём ни бывало встала и спокойно вышла на берег и спокойненько пошла в поле. А мои попутчики уже чуть раньше приехали туда. Подъехала к ним и думаю, как я буду спрыгивать с лошади? А лошадь вдруг спокойно становится на передние ноги и я как королева схожу на землю. У товарища конюха и моей подруги глаза из орбит чуть не вылезли. Как это так? Он признался, что такой чести только раз был удостоен со стороны лошади, и он зная ретивый характер испугался, что я не сумею с ней справиться и она по дороге сбросит меня. (Поздно спохватился) Потом мы ещё просились покататься, но больше он нас ни разу не взял.
      И ещё не забуду как в девятом классе нас послали 9 мая (в то время это был обычный рабочий день) в колхоз на переборку картофеля. Обычно нас посылали  в колхоз осенью. День был очень жарким, а картофеля было много мороженого в буртах и воняло от него прилично. И когда нас привезли домой, мы все классом дружно пошли на реку купаться. Наутро перед школой мама заставила показать своё горло (оно часто у меня болело). И была очень удивлена, что горло у меня в порядке. И в тот год я ежедневно каждый вечер обязательно, а то и ночью ходила на реку купаться, не считая купаний днём. И в тот год я помню купалась в последний раз 7 октября, а потом стало холодно, да и вторые окна на зиму уже были вставлены. Не вылезешь в окно, как летом. И в тот год меня прозвали русалкой за мои ночные купания. Некоторые спрашивали: не страшно ли мне купаться по ночам? А мне было не страшно, скорее - это меня боялись. Я как выйду из воды, как распущу свои волосы до колен, то многие бегом бежали от того места, где я выходила на берег. А спросите зачем волосы распускала? Так ведь намокнут, пока плаваю, вот и распускала сушить полотенцем. И в тот год ни разу за зиму не болела никакими простудными болезнями и горло не болело за весь год ни разу. Да и не уснуть было, пока не искупаюсь, хотя и ругалась мама и грозилась и дверь на ключ закрывала, а я в окно и туда и обратно. Вот такая я была.