Прообраз всех поэтов Земли- Данте

Юрий Жданов 2
                Умер только тот, кто забыт
                К 735-летию Данте Алигьери (1265-1321)

«ПРООБРАЗ ВСЕХ ПОЭТОВ ЗЕМЛИ»


                …Вырвать живущих в этой жизни из состояния
                бедствия и привести к состоянию счастья.
                Данте
                Тень Данте с профилем орлиным о Новой Жизни мне поет.
                А. Блок

Это Брюсов сказал о Данте, что он является «прообразом всех поэтов Земли». И не без основания. Величие личности определяется ее воздействием на общечеловеческую культуру. Гении- это вершины культуры.

Данте- одна из высочайших вершин.

Титаническое трудолюбие, талант и неутолимая жажда знаний сделали его величайшим поэтом, пытавшимся найти ключ к человеческому счастью.                Гражданин Планеты, мыслитель, создатель итальянского литературного языка…

Как он достиг этого?

Его полное имя- Дуранте Алигьери. А в века он вошел под своим сокращенным именем- Данте. Он родился во Флоренции- самом богатом в то время городе не только Италии, но и всей Европы. Здесь создавалась сложная, блестящая и самая передовая культура. А времена были трудные, кровавые. В Италии кипели политические и социальные страсти. Никто не мог избежать их влияния.

О жизни Данте известны отрывочные сведения.

Его духовная жизнь- в его произведениях. Даже о времени своего рождения он дал подсказки в них: он появился на свет, когда  солнце находилось в созвездии Близнецов. Астрономы расшифровали, что дата его рождения- от 18 мая до 17 июня 1265 года. Родился он в семье небогатого дворянина Алигьери ди Беллинчоне д Алигьеро. Отец был, по-видимому, юристом. Мать умерла, когда сыну не было и двух лет. От второго брака у отца был еще сын и две дочери.
Начальные знания Данте, как и многие дети, получил, возможно, у какого-нибудь монаха. Он обучился счету, геометрии, астрономии, получил отрывочные сведения из естествознания, истории, изучил Священное писание, знал французский и провансальский языки. Зачитывался рыцарскими романами французских сочинителей. Университета в то время во Флоренции не было, поэтому основы настоящих знаний он закладывал сам, упорным самообразованием. Жадно читал все, что попадало под руку: поэмы о Трое, Фивах, Александре Македонском, Цезаре, Карле Великом… В рифмованных французских энциклопедиях и поучительных поэмах он находил ответы на многие вопросы, не освещенные в школе…

Он наметил себе путь ученого, мыслителя, поэта.
И твердо шел к намеченным вершинам.

Судьбоносной для Данте оказалась встреча с его Дамой Сердца- Беатриче. Впервые он увидел ее, когда им было по девять лет. Вторая встреча произошла через девять лет. Девушка Беатриче преобразила всю жизнь Данте. Он спешит к себе, чтобы написать первый посвященный ей сонет. В ее присутствии он не владеет собою, ее взгляд очаровывает его. В ней он видит само совершенство.
На поэтическое творчество Данте вдохновил его верный друг Гвидо Кавальканти. Он был самым ярким представителем нового поэтического направления, которое Данте позже назовет «новым сладостным стилем».
Данте, как и все поэты этого стиля, соединял восхваление избранной им героини с толкованием любви как стремления к божеству. Его современники видели в образе Беатриче лишь символическую поэтическую выдумку. Реальность Беатриче была подтверждена, когда нашли в архивах отца завещание с упоминанием ее имени. Она была дочерью друга отца Данте. Потрясением для Данте была ранняя смерть Беатриче. Она умерла 25-летней. Он собирает свои стихотворения в сборник «Новая жизнь» и посвящает его Беатриче.

«Новая жизнь» стала литературной автобиографией
ликующей и страдающей души поэта.

Данте назвал сборник малой книгой памяти. По правилам нового стиля любовь представлена здесь как неземное чувство. В этом сборнике Данте клянется создать такое произведение, которое увековечит память о Беатриче. Причем так, как не увековечил ни один поэт свою возлюбленную. И выполнил обещание. Этим памятником Беатриче станет его «Божественная комедия». Но это еще впереди.
А пока Данте в гуще окружающих событий. Его жизнь была наполнена не только поэзией. Он упорно продолжает свои научные занятия, углубляет познания в астрономии, богословии, философии, штудирует литературную классику: Овидия, Лукана, Горация, Сенеку, Цицерона, Вергилия… Все эти знания пригодятся ему, когда он приступит к созданию главного своего произведения- «Божественной комедии».
Активный темперамент делал его неравнодушным ко всему происходящему. Он участвует в войне между партиями и городами и становится жертвой политической борьбы. Его партия оказалась побежденной. Наиболее активных из побежденных победители изгоняют из Флоренции. А так как Данте был очень активным побежденным, ему угрожают сожжением заживо на костре, если он вернется.

Так в 1302 году началась скитальческая жизнь, полная лишений.

Жена и дети его остались во Флоренции. Судьба гнала его в Верону, Мантую, Париж… Но и странствуя по свету, он боролся, учился, творил.
Когда ему предложили вернуться во Флоренцию при условии унизительного публичного покаяния, он отверг это предложение.
Это был гордый, несгибаемый человек. Странствия продолжались: Лукка, Равенна…

С 1307 года он начал писать главное свое произведение- поэму «Комедия».

Потомки назовут ее за высочайшее мастерство «Божественной комедией».               
Данте объяснил, почему он назвал поэму комедией: начинается она скорбно, страшно (сцены «Ада»), а заканчивается радостно («Рай»).
Поэма столь грандиозна, что ее можно сравнивать по монументальности с готическими соборами. Своей тщательно продуманной структурой она действительно напоминает архитектурное сооружение. По форме и содержанию- это загробное путешествие. Многое в построении этой поэмы связано со средневековой символикой чисел, которой Данте придавал большое значение. Поэма построена симметрично. В ней три части: «Ад», «Чистилище», «Рай», каждая часть из 33 песен. Вместе с вводной- сто песен: все числа кратные: 3, 9, 10. Написана терцинами, то есть строфами, состоящими из трех строк. Число три связано с христианской идеей о Троице. Число 33 должно напоминать о годах земной жизни Иисуса Христа.
Комедия была задумана как памятник Беатриче, поэтому центральной песнью должна была быть та, где Беатриче появляется впервые. Это- тридцатая песнь «Чистилища»: 30- кратное 3 и 10, а сумма цифр составляет тоже три. Если считать от начала поэмы, то эта песнь будет по порядку 64-й: 6 + 4 = 10. До нее 63 песни: 6 + 3 = 9.
Нужно было все так подогнать! Но какой нужен для этого расчет!
Данте- католик, а согласно католическим верованиям загробный мир состоит из ада, чистилища и рая. В ад попадают навеки осужденные грешники. Чистилище- местопребывание искупающих свои грехи грешников. Рай- обитель блаженных.
По аду проводником Данте является его любимый римский поэт Вергилий- посланец Беатриче. В раю Вергилия сменит Беатриче. Она будет дальше сопровождать Данте.
Свое видение Данте строит из кусочков реальной жизни, конструирует загробный мир по подобию отдельных уголков Италии. Он населил свою поэму огромным количеством человеческих образов, типичных фигур, ярких психологических ситуаций. Среди сотен фигур нет повторяющихся. В аду мучаются грешники. Чем тяжелее грех, тем тяжелее наказание. Здесь мучаются чревоугодники, скупцы, расточители, гневливые, еретики, тираны, убийцы, самоубийцы, насильники, обманщики…
Не будем пересказывать содержание поэмы. С ней следует ознакомиться самостоятельно. Хотя это непросто. Данте, как вершина, требует усилий для ее взятия. Его нельзя читать бегло, поверхностно. Он требует вдумчивого, неторопливого постижения.

Особенностью поэмы является и многозначность текста.

Это характерно для эпохи средневековья. Многие поэтические произведения имели четыре смысла. «Божественная комедия» тоже имеет четыре смысла. Об этом говорит сам Данте. Каковы же они?
Первый- буквальный, второй- аллегорический, третий- моральный, четвертый- духовное объяснение буквального смысла- его называют анагогическим смыслом, или сверхсмыслом.
Итак, «Божественная комедия» начинается с того, что «…Данте, сбившись с пути в темном и дремучем лесу, блуждает в нем целую ночь и, выбравшись оттуда на рассвете, начинает взбираться на холм; но ему преграждают путь рысь, лев и волчица, отгоняя его снова к лесу. Тогда появляется перед ним Вергилий, который ободряет поэта и предлагает провести его через ад и чистилище, откуда потом Беатриче поведет его в рай. Данте следует за ним:
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…

Не помню сам, как я вошел туда,
Настолько сон меня опутал ложью,
Когда я сбился с верного следа…

Когда я телу дал передохнуть,
Я вверх пошел, и мне была опора
В стопе, давившей на земную грудь.

И вот, внизу крутого косогора,
Проворная и вьющаяся рысь,
Вся в ярких пятнах пестрого узора.

Она, кружа, мне преграждала высь,
И я не раз от хищницы опасной
Возвратным следом помышлял спастись…

Вот как выглядит эта многосмысленность в начале «Ада». Дремучий лес, в котором поэт заблудился- символ жизненных осложнений. Три зверя, которые преграждают ему путь, рысь, лев и волчица- три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие и жадность. Но эти аллегории имеют и политический смысл: рысь- Флоренция, пятна на шкуре которой выражают борьбу партий, Лев- символ грубой физической силы- Франция, Волчица- папская курия… Эти три зверя угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте. От зверей Данте спасает Вергилий- символ разума. Его послала Данте Беатриче, олицетворяющая богословие и веру.

Поэма Данте- это настоящая
энциклопедия средневековых представлений.

Произведения Данте оказали и оказывают огромное влияние на многих деятелей искусства. Пушкин считал, что Данте, как и Шекспир, был для него одним из учителей поэтического мастерства. А лучший переводчик «Божественной комедии» на русский язык М. Лозинский говорил, что «по грандиозности замысла, по архитектурной стройности его воплощений, по многообразию и разительности образов, по страстной силе своего реализма поэма Данте не знает себе равных среди европейских литератур».

Последние годы Данте провел в Равенне.

Он скончался в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года от лихорадки, которой заболел во время поездки в Венецию с дипломатическим поручением правителя Равенны.

Что Данте хотел сказать своей монументальной поэмой? На что искал ответ в ней?

Он сам объяснил это в письме к Кан Гранде- наместнику императора в Вероне и Винченце: цель поэмы- «вырвать живущих в этой жизни из состояния бедности и привести к состоянию счастья».

Он верил, что, избавившись от своих грехов, люди обретут счастье.
Он мечтал о счастье не отдельных людей, а всех людей Планеты.

Так мыслить мог только подлинный Поэт Планеты.
                Юрий Жданов   2000 г.

Рассказ Юрия Жданова «Прообраз всех поэтов Земли"- Данте» опубликован:
1. Юрий Жданов. Прообраз всех поэтов Земли. Газета «Радость» № 9, 2000. Стр. 20- 22
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005.  140 с. Стр. 14- 21 (Прообраз всех поэтов Земли)
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009.  184с. Стр. 14- 21 (Прообраз всех поэтов Земли)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012.  184 с. Стр. 14- 21 (Прообраз всех поэтов Земли)

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)


Данте.
Сонет из главы XXVI «Новой Жизни»

Столь благородна, столь скромна бывает
Мадонна, отвечая на поклон,
Что близ нее язык молчит, смущен,
И око к ней подняться не дерзает.
         Она идет, восторгам не внимает,
         И стан ее смиреньем облачен,
         И кажется: от неба низведен,
         Сей призрак к нам, да чудо здесь являет.
Такой восторг очам она несет,
Что, встретясь с ней, ты обретаешь радость,
Которой непознавший не поймет,
          И словно бы от уст ее идет
          Любовный дух, лиющий в сердце сладость,
          Твердя душе: «Вздохни»…- и воздохнет.