Как сделать аудиокнигу

Сергей Шангин
У человека, написавшего текст, возникает желание прочитать его слушателям лично. Он не может избавиться от этого желания, проводя бессонные ночи в раздумьях и терзаясь от невозможности реализовать желание в жизни. Читатели категорически не хотят приходить на встречи с автором, заставляя его страдать еще больше. Они не виноваты в этом, они люди занятые, нет у них времени ходить на встречи с малоизвестным писателем.

Есть ли выход? Есть! Вы можете создать аудиоверсию вашего бессмертного произведения и разместить его в интернете для всеобщего считывания и прослушивания. Многие считают, что это доступно только при вложении больших денег и долгими часами сидения в студии звукозаписи. Должен вас обрадовать – это можно сделать собственными руками в уютной домашней обстановке. Для работы вам понадобятся наушники с микрофоном, компьютер и парочка программ для работы со звуком.  Естественно, пригодится энтузиазм и горячее желание дойти до конца в этом новом для вас приключении.

Для записи и монтажа звука подойдет программа  Samplitude Music studio 2014. К ней нужно приноровиться, но в принципе достаточно простая и удобная программа.

Для финального вывода в файл рекомендую использовать программу Sound Forge Audio Studio. Она позволяет придать звучанию объем за счет добавления некоторого эха, имитирующего запись в помещении. Это придает звуку сочность и колорит. Кроме того, она поможет вам выровнять и задать уровень громкости, а также получить на выходе аудиофайл оптимального качества и размера в нужном вам формате.

Эффекты, дополнительные звуки и музыку можно в интернете - этого добра нынче полно, сложно выбрать из многообразия нужное, зато есть из чего выбирать. Не забывайте об авторских правах, если собираетесь продавать ваши творения.

Хочу поделиться со всеми, желающими зазвучать в интернете, своими наработками по практическому созданию аудиоверсий собственных текстов. Для себя я сформулировал следующие достаточно простые правила, которые позволят вам избежать типичных ошибок первопроходца.

Нужно сразу же понять, что, если весь текст зачитать одним большим куском, он будет прочитан ОДНИМ человеком, одним характером, одной эмоцией, как бы вы не старались выделять это при прочтении. Нужно быть великим актером, чтобы читать с листа весь текст сразу. Обычному человеку это сделать сложно.

Нужно понять, как именно говорят ваши герои? Какие характерные особенности их голоса, произношения, дефекты речи, паразитные привычки, эмоции, интонации, в общем, все то, что делает каждого человека легко узнаваемым по голосу. Кстати, это очень помогает впоследствии думать точно также и при написании текста.

Потренируйтесь говорить как ваш герой, представьте его полностью, войдите в образ "старика, сидящего в кресле с трубкой в руках", "молодой, полной жизни девушки", "мотылька, залетевшего в комнату". Именно сейчас вы поймете, что очень сложно на ходу переключиться из одного образа в другой - для этого требуется многолетняя практика актера или природный талант.

Наработайте речь каждого героя так, чтобы вы могли делать это легко и непринужденно, иначе вы будете неизбежно сваливаться на ваш собственный характер речи в каждом следующем фрагменте. Не пытайтесь прочитать сперва все за одного героя, а потом за другого, надеясь таким способом избежать проблем выхода из образа. В каждой сцене есть своя эмоция, трудно запомнить все эмоции сразу.

Придумайте, как именно говорит автор. Авторская речь, это именно то, на что читатель обычно не обращает внимания. В аудиоклипе автор присутствует вживую и он тоже имеет свой голос и характер. Тут ничего придумывать не нужно - это вы!

На авторскую речь вам придется переключаться автоматически, но это достаточно легко получается, ведь это просто, как "отпустить вожжи". Если авторская речь идет большим фрагментом, можно сделать ее отдельным блоком.

Обратите внимание, что в аудиоверсии авторская речь может быть сокращена, если в ней содержится то, что и так понятно из живой речи. Не имеет смысла говорить «закашлялся старик», если в записи старик как раз это и делает. Поэтому еще раз просмотрите текст перед чтением и вычеркните лишнее.

Итак, о блоках. Ваш текст необходимо препарировать, то есть подготовить для чтения.  Дело в том, что читать с листа и одновременно говорить, выдерживая нужный характер, сложно – проверено на практике. Поэтому обычное форматирование текста вам не подойдет.  Желательно использовать более крупный шрифт и блоки четко отделять друг от друга большими разделителями. Поверьте, что вам захочется вообще закрыть глаза, чтобы точнее передать характер и эмоции героя, но тогда вы точно выпадете из авторского текста, если, конечно, вы не выучили его наизусть.

Подготовьте текст к чтению, выполнив его специальное форматирование. Это сэкономит вам массу времени и чувств.

Включив запись текста с микрофона, начинайте читать, стараясь соблюдать характер и громкость. Не нужно шептать, не нужно кричать, лучше придерживаться приблизительно одинакового уровня громкости, используя сценические приемы "громкого шепота" и "тихого крика" :). Обращайте внимание на то, что потом вам нужно будет «собирать» финальный аудиоклип из различных кусочков и вопрос равномерности громкости встанет в полный рост. К тому же, существует естественный шум аппаратуры, которую вы используете для записи звука, а также естественные шумы окружающего пространства, и ваш голос должен звучать громче, чем они.

Потренируйтесь в темпе чтения: не спешите, не замедляйтесь без необходимости, подберите темп чтения, подходящий к смыслу и сути вашего рассказа. Это имеет отношение, как к произведению в целом, так и к озвучиванию отдельных героев.

Желательно, чтобы за вашей спиной было что-то мягкое, глушащее звук: ковер, штора, специальное звукопоглощающее покрытие. Все это улучшит качество финального аудиоклипа, но не стоит впадать в крайности – все-таки, вы не планирует записать ролик уровня МАСТЕР! Это ваше личное творение и желание самореализации.  Главное – сделать от начала до конца всю работу!

Микрофон включен, идет запись!  Научитесь справляться с волнением от этого факта. Не произойдет ничего катастрофического, если вы сделаете что-то не так: чихнете, пропустите слово, просадите голос, упустите настроение или неожиданно перед вами усядется кот. И такое бывает, ведь окружающие вас люди и животные вас любят и скучают по вам!

Вы начали читать блок текста! В процессе чтения произошел сбой – не беда, просто повторите еще раз этот фрагмент, не прекращая записи текста. При необходимости, сделайте это несколько раз, отделяя фрагменты тишиной – это поможет впоследствии легко визуально обрезать неудачный кусочек при монтаже звука. Дело в том, что «вход» в чтение эмоционально сложный момент. Гораздо легче, «прыгнув в холодную воду», «плыть» дальше.  Да и уровень громкости уже стабилизирован, нет характерного подъема голоса на «входе». Для профессионального актера это не проблема, но для начинающего – бич Божий!

Для каждой записи смело открывайте новую дорожку в программе звукозаписи. Лишнее потом можно удалить, а вот маневрировать фрагментами записи в пределах одной дорожки существенно сложнее.

Закончив запись фрагмента, переместите его в нужное положение тайм-плана, чтобы потом прослушивание проходило в нормальной временной развертке. Обычно по умолчанию все записи на новой дорожке начинаются «от печки», то есть с нулевой отметки.

Перед записью новой дорожки временно выключите все остальные, чтобы они вам не мешали при записи, иначе вы будете слышать их в наушниках. Обычно это делается включением галочки «Mute». Исключением является что-то фоновое, к чему вы хотите подстроиться, или одновременный разговор, для которого важно, когда именно вклинится собеседник. При написании текста это выглядит как разорванный диалог, но в жизни люди вполне нормально говорят одновременно. У вас есть возможность реализовать это, но есть одна неприятная особенность – вам нужно очень-очень перевоплощаться, чтобы слушатель смог различить ваших героев в потоке речи. Иначе все сольется в один голосовой поток. В тексте в этом отношении легче – просто разорвал диалог и читатель сам все достроит в голове.

Итак, вы наговорили все фрагменты текста, у вас есть огромный набор дорожек и фрагментов записи. Самое время разложить их аккуратно по шкале времени (тайм-план) и включить все дорожки для воспроизведения. Не нужно пока никаких эффектов и подложек, только голос и ничего более.

Если у вас есть несколько вариантов озвучивания фрагмента в пределах одной дорожки, выберите наилучший и ограничьте фрагмент только этим участком. Если погрешность находится внутри самого лучшего фрагмента, придется воспользоваться услугами специальной программы по тонкой работе с аудиозаписями. Обычно программы монтажа звука не отличаются большими возможностями в части редактирования записей – максимум, получается обрезать фрагмент слева-справа, хотя в принципе можно иногда даже вырезать кусочек из записи.

Если варианты озвучки фрагмента располагаются на разных дорожках, предварительно прослушайте каждый фрагмент и оставьте включенной только дорожку с наиболее качественным звуком. Перед финальной сборкой вы сможете удалить лишние дорожки, но иногда случается и такое, что ранее забракованный фрагмент окажется лучше выбранного. Поэтому не спешите удалять свою работу.

Вы собрали все фрагменты в единую последовательность и прослушали ее несколько раз. Обратите внимание, что в вашей воле создавать паузы между фрагментами!!! Это как раз то, о чем многие забывают, склеивая фрагменты «встык». В обычной жизни человеку нужно время на осознание услышанного и подготовку ответа, кроме, разве что, истинным холерикам, которые готовы говорить непрерывно. Это тоже характер и это нужно учитывать при сборке последовательности. Поиграйте паузами, представьте, как именно идет диалог, почувствуйте внутренний ритм вашего повествования.

От внутреннего ритма повествования очень многое зависит.  Мы говорим «в темпе вальса», «сплошной гопак», «в ритме танго» и тому подобное, не задумываясь, что говорим о темпе, заложенном в событии. Именно этому темпу должна соответствовать музыкальная подложка, задний фон, музыкальный аккомпанемент вашего повествования. Но подобрать правильную музыкальную подложку сложно, поэтому сразу решите для себя – а оно вам надо?

Если вы решитесь добавить музыкальную подложку, вы непременно поймете, что сделать это чрезвычайно сложно, ведь у вас нет навыков профессионального звукорежиссера или композитора, удерживающих в памяти тысячи музыкальных произведений и готовых по минимальному набору признаков предложить единственно правильный вариант музыкальной подложки. Вариантов только два: вы ищете на просторах интернета подходящую вам музыку или обращаетесь к знатокам.

Музыкальная подложка будет зависеть от многих факторов и здесь вам поможет только опыт или профессионал. Но и с ней вам нужно будет поработать, так как тайминг, то есть продолжительность самой музыки и вашего аудиоклипа могут не совпадать. Более того, вы можете использовать фрагменты из разных музыкальных источников или повторять фрагменты одной и той же музыки.  Но упаси вас Бог нагромождать разнородные музыкальные фрагменты в контекст повествования для, как вам кажется, более качественного акцента на событиях.  Попробуйте послушать оркестр, в котором каждый музыкант играет что-то свое, не подчиняясь общему замыслу дирижера и композитора. Вам бы хотелось такое слушать? Поэтому лучше меньше, да лучше!

Важно соблюдать правило – в аудиоклипе главное не музыка, а текст, поэтому не стоит выбирать музыку, которая перетягивает внимание от текста.

При работе с музыкальной подложкой важно понять, как акценты в музыке соответствуют акцентам повествования. Было бы странно, если бы апофеоз 40 симфонии Моцарта пришелся на авторскую речь об идущем за окне сером дождике и унылой жизни бабульки, глядящей в окно.

Еще одно правило при работе с музыкальной подложкой – следите за уровнем громкости музыки по отношению к основному тексту. Голос должен звучать четко, музыка не должна его перекрывать и мешать его восприятию. Музыка может увеличивать громкость до максимума в начале, в паузах, в конце. Но и в этом нужно соблюдать меру, как и во всем в жизни.

В вашем тексте могут явно или неявно присутствовать некие звуковые эффекты, как то: покашливания, стук молотка, шум дождя за окном, скрип половиц, пение птиц, свист пули и тому подобное. Читая ваш текст, можно все это представить, причем образ будет нарисован авторскими ремарками и воспоминаниями читателя. Вы можете встроить в ваш аудиоклип необходимые звуки, но это будут совершенно однозначные звуки, не оставляющие места для фантазии.

По этой причине необходимо очень тщательно подходить к выбору эффекта и его встраиванию в аудиоклип. Общее правило то же самое, что и для музыкальной подложки – следите за уровнем громкости и за адекватностью эффекта сцене. Будет неуместным выстрел пушки, как эффект выстрела пистолета с глушителем. И приглушить его не удастся, так как у каждого звукового эффекта свой «портрет», легко распознаваемый ухом. Не следует увлекаться эффектами, чтобы произвести впечатление на слушателя, ведь у вас не блокбастер, а всего лишь аудиоверсия вашего текста.  Во всем соблюдай меру!

Когда мы собрали все в одну большую кучу и правильно расположили все детали вашего аудиоколлажа, пришло время навести лоск.

Дело в том, что студийный голос звучит сухо, а на самом деле мы привыкли, что нас окружают посторонние шумы и эхо! Да, именно эхо, то есть отражение звуков от поверхностей. При записи все это является лишним, а вот при прослушивании именно этого и не хватает. Можно сказать, что студийная запись – это заготовка для будущей живой речи. Живой водой для студийной записи является эффект реверберации, который позволяет убедить слушателя в том, что разговор происходит на маленькой уютной кухне или на сцене концертного зала. Совсем немножко реверберации и голос приобретает объем и сочность.

Используя дополнительную обработку, вы можете изменить тембр голоса, но делать это следует с аккуратностью, чтобы не исказить звучание до полной абракадабры, заполненной бульканьем или рычанием. Ничто не заменит живого голоса, поэтому больше артистизма и уверенности в себе!

Вы закончили шлифовку аудиоклипа, вы прослушали его несколько раз и не нашли в нем изъянов, тогда пора сохранить его в едином файле. Здесь тоже возможны чудеса, а также заложены возможности дополнительной обработки звука.

В частности, вы можете применить реверберацию ко всему файлу, то есть все ваше выступление с голосом, эффектами и музыкой будет «исполняться» в соответствующем окружении.

Вы можете задать общий уровень громкости, а также выполнить выравнивание громкости, если не позаботились сделать этого ранее.

При сохранении в файл можно выбрать различные версии аудиофайлов, а также выбрать параметры сжатия, если при сохранении используется кодек с компрессией. От степени сжатия звука зависит его качество и размер результирующего файла. Можно сохранить аудио в чистом виде без сжатия, но это будет совершенно неподъемный файл, который вряд ли кто-то решится скачивать, пребывая в здравом уме.

Поэтому, наступив на горло собственной песне в буквальном смысле этого слова, пробуйте различные варианты компрессии, пока ваше собственное ухо не начнет различать помехи и искажения. Сжатие – это в любом случае потеря качества. Но есть такие потери, которые на слух практически не различимы. К тому же, неподражаемый колорит голоса автора в сочетании со звучащим в нем вдохновением способны компенсировать практически любые огрехи сжатия. А маленький размер результирующего файла позволит прослушать ваше нетленное произведение даже на мобильном телефоне при плохом интернете.

Буду рад, если мои короткие заметки вдохновят вас на создание собственных аудиоверсий ваших текстов, ведь только автор знает, как именно они должны звучать! Не сдавайтесь! У вас получится! Мир ждет вашего голоса, не заставляйте его ждать напрасно!

Есть более профессиональные заметки на эту же тему моего большого друга Джерри Ли: http://www.proza.ru/2017/11/21/2002
Рекомендую почитать, если уж вы решили проторить собственную дорожку в новые знания и умения!




-----------
Для примера можно послушать сделанные мной аудиоверсии собственных текстов:

«Нежные чувства»  http://linear.ucoz.ru/NegnyeChuvstva.mp3
«Лютики-цветочки» http://linear.ucoz.ru/lutiki-cvetochki.mp3
«Муза по вызову»  http://linear.ucoz.ru/MuzaPoVyzovu.mp3
«Паленка»         http://linear.ucoz.ru/palyonka.mp3
«Самоубийца»      http://linear.ucoz.ru/samoubiyca3.mp3
«ДУхи»            http://linear.ucoz.ru/souls.mp3
«Венечка, только не это!»   http://linear.ucoz.ru/venechka_tolko_ne_eto.mp3
"Одноклассники.ру"          http://linear.ucoz.ru/odnoklassniki.mp3
«О низком и высоком с Владимиром Высоцким»  http://linear.ucoz.ru/VladimirVysotskiy.mp3