Каникулы

Васильева Валентина
   Фото из интернета


     Это были первые в моей жизни каникулы. Шел 1963 год. Я закончила первый класс. Родители торжественно объявили, что я еду на всё лето в деревню. Ура! Как это здорово! Я там никогда не была. Мама сказала, что они с папой не смогут поехать. Сначала я немного растерялась, но когда узнала, что со мной поедет в деревню моя двоюродная сестрёнка, страх мой мгновенно улетучился. Вместе с мамой, с радостью собирала чемодан, хотелось взять всё самое красивое. Через несколько дней родители провожали нас на поезд. Мама договорилась с проводником, что он за нами присмотрит, а в Пскове посадит на междугородний автобус.  На остановке нас должен был встречать папин брат.

   Время в поезде пролетело быстро. Мы сидели у окна и с интересом смотрели на пролетающий за окном пейзаж. Поля, лес, станции, деревушки…
   Два часа в автобусе и вот мы выходим на автобусной остановке. Шоссе. По обе стороны лес.  Наши попутчики быстро исчезли в лесу  и мы остались одни. Растерянность длилась недолго. Вскоре я  увидела, что из-за поворота появилась лошадь, запряженная в телегу. Это встречали нас!  Чемоданчики устроились в телеге, устланной сеном. Следом там же оказались и мы. Возница взмахнул вожжами. Поехали! Лошадь бежала рысцой. Мы вместе с чемоданами подпрыгивали на ухабах. Ехали долго. Наше путешествие, как мне казалось, должно было вот - вот закончиться. За каждым поворотом  дороги надеялась увидеть деревню. А дорога всё не кончалась, петляла по лесу и петляла. Она казалась  мне таинственной. Хотелось увидеть лесных зверюшек. Но их не было. Только иногда по краю дороги виднелись малюсенькие маслята. Я уснула. Проснулась, когда мы уже въезжали в деревню.

   Сестрёнку высадили в начале деревни, возле дома с красивыми наличниками. Там её уже ждали. А мы поехали дальше. В середине деревни остановились. На крыльце меня  встречали бабушка и дедушка. Я их видела первый раз в своей жизни. Дедушка был похож на папу, только меньше ростом и с рыжеватой бородой. Бабушка – дородная женщина в красивом синем сарафане и в белом платочке не голове. Познакомились. Прошли в дом.
   Бабушка сразу усадила меня за стол, и всё приговаривала: «Дочушка моя! Родненькая! Да что ж ты такая бледная! Не кормят в городе, что ли! Уж я тебя молочком отпою!» Я с интересом оглядывалась вокруг. Справа от меня в углу находилась большущая русская печка. На ней стояли чугунки. Рядом ухват. Всё как в сказке. И лежанка на ней была, завешенная ситцевой в цветочек занавеской. Хотелось скорее туда забраться. Стол, за которым мы сидели, был большой, застелен слегка потрескавшийся клеёнкой. По бокам две длинные скамейки.  У окна стоял большой сундук, покрытый вышитой гладью скатертью. В углу шкафчик с посудой. А за плохо задернутой  занавеской виднелась большая кровать, покрытая лоскутным покрывалом и много  больших подушек. По диагонали от печи в углу  висела икона и лампадка под ней на полочке. Вот и всё убранство первой комнаты, или, как бабушка говорила,  – горницы. Ни люстры, ни лампочки на потолке я не увидела.
   
      За разговорами быстро наступил вечер. Закрыли ставни на окнах. В комнате стало совсем темно. И тут на столе появилась керосиновая лампа. Её зажгли. Сине - алый мерцающий огонёк завораживал. Казалось, что я попала в сказку.
    Теперь, через много лет, живя в мегаполисе, где  вся жизнь  проходит в определенном ритме, так хочется иногда уйти от повседневности, от суеты и вернуться в то далёкое детство, взять в руки ту самую, за годы состарившуюся  керосиновую лампу, и ощутить себя маленькой девочкой с большими атласными бантами на тоненьких косичках. А рядом  родители, ещё совсем молодые.

   Рано утром меня разбудило солнышко и  аромат свежеиспеченного хлеба. На столе, под полотенцем лежали большие круглые караваи с прилипшими к ним соломинками. На столе стоял большой глиняный кувшин с молоком. Быстро позавтракав, выскочила во двор. Так хотелось поскорее всё увидеть. Ведь здесь когда-то прошло детство папы. Правда, дом уже был не тот, перестроили, но это было неважно. Во дворе, возле калитки росли две берёзы. Они пережили войну и выросли большими. А сажал их папа ещё совсем небольшим мальчишкой. Сохранились они и до сих пор.
   По двору бегали куры. Я им насыпала зерна. Интересно было наблюдать, как они пытались оттеснить друг друга, клюя зёрнышки. С коровой и овцами  познакомилась вечером, когда пастух пригнал их в деревню. Гордые коровы молча шествовали каждая в свой двор, а овцы бежали сзади. У коровы на шее висел колокольчик. Как дедушка  мне объяснил, что бы можно было найти, если она отобьется от стада.

   Днём мы пошли на речку. Какая там красота! С одной стороны берег пологий, а с другой крутой песчаный склон и весь усеян круглыми отверстиями. Там свили гнезда речные ласточки. Весь берег в движении. Ласточки улетают, вскоре возвращаются, залетают в свои гнезда, и снова в полёт. Кормят своих прожорливых птенцов пойманными мошками. На этой речке я проводила вместе с новыми друзьям много времени. Купались, загорали, играли в прятки.

   По субботам мы ходили в клуб. Туда привозили «кино». Конечно, это не то, что кинотеатры в нашем городе. Нет кресел. Скамейки расставлены во много рядов. Впереди сидит малышня, а за ними наряженные сельчане. Все старались надеть всё самое лучшее. Ведь это единственное место встреч взрослых людей (не считая молодежи), где можно отдохнуть после трудных рабочих дней, узнать все последние новости. Правда, старушки новости узнавали  раньше, сидя на завалинке.
   Часто я спала на сеновале. Одной мне не разрешали, но когда сестрёнка  оставалась на ночь у нас, мы лезли на сеновал,  долго не могли уснуть, глядя  на чёрное звездное небо и рассказывая друг другу разные истории, придуманные на ходу. Утром нас будил петух и мычание коров, которых собирал пастух, что бы вывести их пастись в поле. А в полдень вереница женщин тянулась на пастбище, на дневную дойку. И я каждый день должна была выпивать большую кружку молока.

   Завалинку на печке я тоже хорошо изучила. Это было моё укромное местечко. Моё и моей куклы. С ней я делилась своими секретами. На печке  всегда сушились яблоки и я потихоньку их грызла.
В саду у меня было две любимые яблони. Одна - полосатка, а вот название второй я не знаю. На ней росли большие яблоки молочного цвета, были видны коричневые семечки, а когда начинала трясти яблоко, оно звенело, как погремушка.
А ещё я помню баню в глубине сада. Мыться в ней первый раз было страшновато. Топилась она по - чёрному. Но потом мне понравилось. Мыться из тазика, париться веником и умудряться не прислоняться к прокоптевшим стенам, иначе приходилось мыться снова.
   Дедушка по утрам ходил на рыбалку. Ловил он маленькую рыбку – уклейку. А потом сам жарил её и тушил в молоке! Как это было вкусно!
Три раза в неделю в магазин привозили хлеб и мы бежали занимать очередь. Покупали много. Складывали буханки в большой мешок и на коляске везли во двор. Хлеб бабушка добавляла в еду маленьким поросятам. Да и остальным четвероногим перепадало.  Корова Зорька не подпустит к себе, пока не полакомится. Съест хлеб с руки и оближет её своим шершавым языком. Овцы - тоже большие лакомки.
   Часто мне дедушка давал по 20 копеек и я бежала в магазин, покупать себе конфеты. Назывались они «Петушок».

   На краю деревни находилась пасека. Частенько забегала туда. Меня угощали медом. Видела, как гонят мед, даже сама ручку медогонки крутила. Лакомилась  и сотами.
   Вечерами возле клуба собиралась молодёжь. В клубе начинались танцы. Скамейки отодвигались в сторону, баянист начинал играть и потихоньку в танце начинали кружиться пары. Малышня тоже танцевала. У нас для этого был свой угол. Частенько баяниста переманивали в другую деревню, тогда молодёжь отправлялась за несколько километров туда, а мы разбредались по домам.
  Радостным событием были визиты почтальона с посылкой  от мамы. Она присылала разные вкусности, были там и подарки  для всех.
  А потом за мной приехала мама. Каникулы заканчивались. Через три дня мы были уже дома.