Лектор по распространению

Аркадий Боцман
         « Есть ли жизнь на Марсе, нет ли жизни на Марсе, науке до сих пор неизвестно… Если вы посмотрите вооруженным глазом на небо, то увидите одну, две, а лучше всего пять звездочек!»  Кто не знает эти слова комического актера Филиппова – лектора по распространению в кинофильме «Карнавальная ночь».
         А, за тем вспомним известный рассказ В. М. Шукшина  «Срезал».  Когда деревенский мужичок - сторож приходил в клуб на лекции для того, чтобы «срезать» лекторов одним и тем же вопросом, - что такое «Фаргелет»? И никто не мог, из лекторов, правильно ответить на этот вопрос? Вот, и получается, что в киноматографе, в прозе, эта категория людей «лекторы», стоят особнячком и с их головой, что-то не в порядке.
       Об этом я подумал, когда в 1973 году на партийном собрании СУ «Дальлифтремонт» меня по «разнорядке райкома» выбрали и направили на учебу, в школу лекторов – международников. Как я не хотел, как ни защищался, ни что не помогло? Я же матерюсь через каждое слово с детства, лысый,  два волоска на макушке и похож на вора!  Доверия же не будет, опозорю партию!    Для меня лучше вагон с углем разгрузить, чем выступить публично! Если заболею, будете отвечать! Все прахом, проголосовали, единогласно. Понятно, никто из коммунистов не хотел, чтобы из него сделали посмешище.
       На другой день прихожу в общество «Знание» к секретарю Орловой Светлане Юрьевне.
– Это вы от СУ «Дальлифтремонт», очень хорошо, садитесь!, - сказала она, таким тоном, будто, мы давние друзья! Улыбаясь, говорит:
 - Школа двухгодичная, платная, вы должны оплатить учебу!  Встала, прошлась, внимательно разглядывая меня. Я, не выдержав, молвил:
  - Силой направили учиться, да еще платить из своего кармана!  Никогда! И ушел. На следующий день вызвали снова. Прихожу.
 - Хорошо: - говорит Светлана Юрьевна, - не хотите учиться, но посетить три, четыре занятия сможете?  Если не понравится, бросите, никто вас не осудит?   Попробуйте, пожалуйста!? Ну! Аркадий Александрович, пожалуйста! Она сказала эти слова, так искренне и с такой душевной теплотой, что я заколебался. -  Мы тут посоветовались  за вас заплатят! 
Только через несколько лет, я с благодарностью осознал, ту роль, которую сыграла эта женщина: небольшого роста, полноватая, с черными глазами - черешнями, в моей дальнейшей судьбе. Не было бы этой настойчивости, не было бы у меня второй специальности – лектора, которая позволила за четырнадцать лет, посетить, самые отдаленные уголки Приморского Края. Познать тысячи хороших людей – слушателей. Выступал с лекциями в городах: Хабаровске, Свердловске, Н – Тагиле,  Комсомольск на Амуре. Сколько впечатлений, за этот творческий отрезок времени?  Эти встречи, давали радость и вдохновение! Но, это было позже, а вначале начиналось так?   
         Я пошел в школу лекторов-международников с желанием отсидеть два, три занятия и бросить. Сосед по парте Тюриков Юрий оказался прекрасным человеком,  интересным, подкованным в международных вопросах, он уже читал Бовина, Епишева, Зорина – корифеев политики, печатался уже в газетах города Спасска. Юра был из комсомольских вожаков, в последствии гонимым за правду: высокий, спортивного сложения, узловатый, лицо умное, деревенское, прост в общении, открыт и честен, и, как в последствии оказалось хороший и надежный друг. Мы с ним, как-то, сразу подружились и на многие годы стали друзьями. Нас с ним объединяло  не только схожесть взглядов в политике, жизни, искусстве, но и шахматы. Юра был непревзойденный шахматист на трезвую голову, а, выпивши, когда засиживались ночами и я у него выигрывал, он переживал, и снова, и, снова, расставлял фигуры на доске. После занятий, часто прогуливались по ночному Владивостоку, по Набережной. Юра рассказывал о своей неудавшейся  карьере, когда,  будучи комсомольским вожаком,  выразил неудовольствие и сомнение в честности распределения ковров в райкоме, и после много лет был гоним и не мог устроиться даже рабочим, чтобы прокормить свою семью. Много говорил о  международной политике, о перспективах, которые открываются перед нами после окончания школы.
- Аркадий, мы будем специалистами по международным вопросам? – говорил он, - любая информация по любой стране, даст пищу для размышления!  И, ты будешь знать наперед, что там произойдет, как пострадают интересы великих держав!  Это ли не диво? Я слушал его с удовольствием!  Юрий был дока, не то, что я.
          Мы оба были влюблены в начальника школы  Лазарева Иннокентия  Понтелеймоновича, который с первых лекций нас покорил, своей  эрудицией, умом, знанием материала, о котором говорил, и великолепной памятью. Он читал лекцию без записки в течении двух, трех часов:  приводил сотни дат, цифр, названий во времени, распутывал клубки политики и делал ее доступной для любого слушателя. Сколько, будучи на семинарах, я слушал выдающихся лекторов московских и других, но равных ему не было. Удивительный лектор, до конца жизни буду его помнить? Именно он, явился причиной, по которой я не бросил учебу! Именно он показал то, к чему я должен стремиться!  У меня появилась осознанная цель!
         В то время, Лазарев И.П. работал освобожденным лектором в Дальневосточном Морском  Пароходстве. Он имел хороший оклад, кабинет и секретаря. Когда он выступал с лекцией,  это всегда было событие. Он был нашим учителем, и мы на него равнялись. Лектор выдающегося масштаба.  Инокентий Понтелеймонович обладал сильным голосом под баритон: рост выше среднего, благородная осанка, высокий чистый лоб полный ума, слегка седые волосы, прямой нос. Каждую минуту, слушающий его лекцию, ощущал завораживающую энергию, находил для себя такие сведения, о которых в прессе не прочитаешь! Память этого человека была феноменальна. Много, много лет спустя, при встрече, он назвал мою фамилию, имя и отчество, как будто вчера с ним расстались. Два года учебы пролетели незаметно. Наступила пора экзаменов.   
          Лазарев предложил мне подготовить лекцию «Проблемы Ближнего Востока» и прочитать по месту работы. Сказано – сделано! Через неделю собрал слесарей по лифтам, подготовил зал, карту мира, указку, все чин - чинарем!  На мою лекцию прибыли: Лазарев и с ним два человека из Крайкома КПСС. В зале, на скамейках расположились слушать лекцию тридцать слесарей по лифтам. После невразумительного вступления о том, что Ближний Восток – это пороховая бочка  и если проблемы не решить, то третьей мировой войны не избежать. Через двадцать минут, половина моих слушателей благополучно уснула. Видя это, я еще больше путался, сбивался, перескакивал с первого на десятое и успешно провалил лекцию. Проверяющие, опустив головы, молчали, казалось, тоже уснули, но все разумели, потому что нельзя было без сожаления смотреть на горе – лектора. Это была первая моя пытка. Как стыдно перед учителем? Мысль стучит в голове,  «все прахом, не сдал экзамен, позор». Вышли на улицу, Лазарев молчит, я тоже переживаю. Он хорошо понял мое состояние, похлопал меня по плечу и говорит:
  - Аркадий не отчаивайся, я шестнадцать лет назад начинал точно так же! Терпение и труд все перетрут, говорят в народе! Вот это не забудь? Будешь читать лекции, будешь работать над собой, все получится!  Постепенно, но придет мастерство, дикция и все другое, без чего лектору нельзя. Вот так, по отцовски, поддержал меня. И я поверил в себя, действительно, так и получилось, как предсказал Лазарев.  Прошел в течении первых шести лет две ступени повышения мастерства. И последние семь лет, работал уже профессионально. С подачи Горбачева началась в стране перестройка и наше лекторское искусство, оказалось не востребовано. Сейчас бывший лектор по распространению, имеет только приятные воспоминания о встречах со слушателями. Пути Господни неисповедимы! И, в жизни ничего не проходит без следа в душе и познании « для чего живет человек»?

                18.09.2005