гл. 20, 21 Приучайте детей к самостоятельности и у

Сария Мамадова
.    
Гл.20    Как важно концентрация внимания и развитие мышления   
                у детей.               
               
         Без употребления и получения  постоянной   информации в любом виде,          

             происходит атрофизация частей мозга, отвечающих за это.
               
                (Чарльз Дарвин)

Известно, что дети от природы любознательны, находчивы,  если заниматься их развитием с малых лет, то  в основном, они  хорошо и быстро всё воспринимают и запоминают. 
Согласно экспериментальных данных,  связанных с  двумя группами детей дошкольного возраста,    детям  одной группы -  концентрировали внимание на различного рода предметах, природных явлениях, пейзажах, картинах .  Было выявлено, что те из детей, которые отличались любознательностью и повышенным вниманием и интересом  - оценки интеллекта были повыше.
Позже, когда исследовали этих же детей в пятилетнем возрасте, они и по темпераменту оказались очень пластичными, более спокойными, менее возбудимые, способные долго находиться в состоянии внимания.
А родители другой группы отмечали трудности регуляции внимания, неусидчивость, импульсивность.
Внимание – крайне тренируемая вещь внутренней сосредоточенности можно научить!
Мы же знаем, как это важно, как от умения удерживать внимание на главном, зависит не просто способ человека  решать задачи, а вообще всё: совокупный мир и итоги его жизни и  деятельности.


             21.  Приучайте детей к самостоятельности и усидчивости.
            
                Воспитание – имеет целью сделать человека самостоятельным               
                существом, то есть существом со свободной волей.
               
                (Гегель)


Никогда не начинайте знакомства детей с окружающим миром и предметами с упрощенными и сокращенными названиями всего увиденного (это кися, это ав-ав, и т.п.). Уверяю, ребёнок в любом возрасте рано или поздно усвоит увиденное, услышанное и научиться   называть всё своими именами, а не кличками и непонятными местоимениями.
Изъясняйтесь с ним как с взрослым ребёнком, так он быстрее будет развиваться.
Если ребёнок старается, пытается что-то сделать, не следует  отрывать его от этого занятия, только потому, что ему нужно кушать, или просто вам кажется, что он устал, или нарушил порядок в квартире, ведь она является в какой-то степени первым помещением, в котором он развивается, можно что-то сделать, собрать . Неуместны  постоянные окрики: «Ты насорил, сейчас же прекрати, кому сказала, убери, хватит и т.д. Если это будет повторяться,  то ребёнок будет постепенно терять интерес не только к тому, что делает, но прекратит все попытки самостоятельно развиваться и проявлять инициативу.
Надо попытаться разобраться в том, что он делает, а если надо ему помочь. Проще всего всё запретить, а потом сетовать, что ребёнок вырос и ничего его не интересует.
Иногда, пресекаются всякие попытки ребёнка научиться   кушать самостоятельно – это тоже своего рода путь к познанию, освоению навыков культуры еды, только потому, что он запачкает стол, одежду и самого себя. Ничего, можно всё протереть и поменять. Опять попытка пресечь инициативу ребёнка в других делах, ему интересно все сделать самому и это надо понять. Дай одену быстрее, дай,...дай,... – дайте ему попробовать самому, пусть медленно, не торопите его – это разовьёт у него самостоятельность и навыки одеться.
Не надо во всём давить на ребенка своим авторитетом, не навязывайте ему постоянно своё мнение, потом он станет безынициативным и оглядываться будет только на вас.
Если ребёнок дошкольного или школьного возраста приглашен на рождение друга, знакомого ребёнка, то, даже выбирая подарок, надо узнать мнение ребёнка, что бы ему хотелось подарить мальчику, девочке и предложить несколько, хотя бы пару вариантов. Если это делается в детском магазине, то уточнить: «А что ты хочешь подарить?», пусть ребёнок оглядится, подумает и сам скажет. Другое дело, если он выберет слишком дорогой подарок, надо ему объяснить, что у вас нет достаточно средств  на   данную  покупку, и что в следующий раз мы обязательно это купим. Учтите, раз он выбирает – он думает, начинает анализировать и мыслить. Дайте ему самому обдумать и принять маломальское решение. Это всё влияет на   дальнейшее развитие его мозговой деятельности и  развивает  уверенность.
Чем самостоятельного, инициативного и умеющего мыслить ребёнка вы воспитаете в малом, среднем возрасте, тем легче он будет всё усваивать в школе, институте и т.д.
Приучайте его к усидчивости! Часто наблюдаешь, что ребенок бегает, играет и т.п., а мать ходит за ним с тарелкой, уговаривает скушать что-то и умудряется запихнуть ему в рот ложку со съестным, тоже наблюдается на прогулке.
Подождите, когда он закончит играть или набегается, потом совершите своеобразный ритуал, связанный с подготовкой к еде: вымойте ему руки, если он чуть старше – пусть моет сам, ничего, что намочит рукава (их, кстати, можно закатать), дайте ему самому вытереть руки полотенцем, усадите в определенное постоянное место, не меняя его каждый раз. Хорошо, если у него будет свой столик, ничего что он в комнате занимает место.
Если кормите его за общим столом, то обязательно уберите всё лишнее, а не только уголок где он будет есть. Обязательно  постелите чистую скатерть или салфетку, хорошо проглаженную  (никаких скомканных тряпок). Не беспокойтесь за то, что он её запачкает. Хорошо бы выбрать белую салфетку, которую можно прокипятить с добавлением отбеливателей.
Подавать еду красиво оформленной, рядом  с тарелкой положить бумажную или матерчатую салфетку. Выключить телевизор кормить в тихой и опрятной обстановке, по принципу: «Красиво, Вкусно, Чистый вид» - вот что рождает аппетит.
А наряду с аппетитом придёт привычка делать всё в чистоте, опрятности, цивилизовано.
Нельзя допускать, что в десять лет, он не умеет держать правильно вилку, не может пользоваться даже не совсем острым ножом.
Волнуйтесь не за то, что он возможно порежется, а за то чтобы вам в гостях не пришлось краснеть за его неправильную и не привитую манеру есть.
Ну, если вы сами до сих пор овощи из салатницы берёте руками и отправляете в рот, минуя десертной тарелки, то такие же манеры будут у ваших детей.
Это ещё раз про пример для подражания.
Дайте ему в процессе обучения хоть немного самостоятельности, пусть пробует кушать сам, и так каждый раз.
В дополнении к этому. Если ребёнок ещё мал, то обязательно повязывайте совершенно чистый нагрудник, а не заляпанный вчерашним кормлением. Каждое кормление – чистый нагрудник. Детям постарше, дайте в руки хотя бы пластмассовую вилку, не надо всегда чего-то бояться. Всегда случается то, чего вы больше всего опасаетесь. Наступит время, когда вы не будете рядом,  и вся нагрузка ляжет на него. Окажется, что он к этому совершенно  не подготовлен. Вырос неуверенным, несамостоятельным человеком, чаще из-за вашей чрезмерной поддержки и излишней опеке. Возможно, что   вы ругали его по любому  поводу и у него выработался тормозящий  рефлекс: « А вдруг сделаю что-то не так и получу очередное порицание».
Или усадите его за его столик, положите перед ним книги с красочными картинками, объясните, что их нельзя пачкать, рвать, пусть листает, даже если он не читает – он просто знакомиться с книгой, рассматривает картинки. Найдите время подсесть к нему с некоторыми разъяснениями, постарайтесь занять его внимание интересным занятием, ознакомьте с содержанием каждой картинки в книге, дайте в руки карандаш и бумагу – пусть  что-то, чертит, это тоже занятие за столом. Показывайте ему отдельные буквы алфавита и несколько раз повторяйте. Уверяю, повторять он, сразу возможно, не сумеет, но когда вы попросите показать букву А, например, он непременно её найдёт.
Таким образом, вы его приучаете к усидчивости (хоть ненадолго и не сразу). Потом его трудно будет засадить сразу и надолго за стол для приготовления  уроков, когда он пойдет в школу.
Если вы не найдете время это делать сызмальства, то потом потребуется больше усилий и нервов, чтобы он занимался сидя за письменным столом или партой.
Не верите, попробуйте сами, это будут и первые занятия и развитие. Не надо думать, что ещё рано, пусть себе растет, а в школе научиться, и т.п. Думая и делая так,  вы сами на пять лет отбрасываете назад его развитие. Никогда не бойтесь, что он не поймет, еще мал – уверяю вас они смышленее и разумнее в любом возрасте, чем вы думаете. Мой первенец уже в год находил все буквы алфавита. Со вторым было сложнее, потому что, когда ему исполнилось два месяца, мне пришлось по ряду обстоятельств выйти на работу.