При жизни не воспет, посмертно легендарен. Глава 9

Петр Чванов
Глава 9.
НАЧАЛО ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Не прошло и полгода, как Александр Иванович был вызван к командиру 1 бригады подводных лодок.
– В ближайшее время в нашу бригаду должны поступить новые подводные лодки отечественного производства. Как Вы смотрите на то, чтобы стать командиром одной из этих лодок? – спросил комбриг.
Александр Иванович, не колеблясь, согласился и уже в мае 1939 года приказом Народного Комиссара ВМФ старший лейтенант А.И.Маринеско был назначен командиром малой подводной лодки М-96. Подводная лодка к тому времени ещё находилась в городе Горьком на стапелях завода „Красное Сормово”. Это была „малютка” улучшенной конструкции, она могла доставляться к месту службы по внутренним водам и по железной дороге. В отличие от своей предшественницы, она имела сварной прочный корпус, который был разделен пятью переборками, способными выдержать давление до 1 атмосферы избыточной. Она могла погружаться на глубину до 60 метров и пройти под водой более 110 миль, а в надводном положении более 3000 миль . Основным оружием ПЛ были два носовых торпедных аппарата, имеющих по одной торпеде. На верхней палубе в носовой части ПЛ имелась 45 мм артиллерийская установка. Экипаж ПЛ состоял из 20 человек, в том числе 4 офицера: командир ПЛ, командир штурманской боевой части и связи, командир минно-торпедной и артиллерийской боевой части и командир электромеханической боевой части.
Александру Ивановичу предстояло набрать экипаж, подготовить все документы, необходимые для обучения личного состава и обеспечения жизнедеятельности экипажа и подводной лодки. До спуска подводной лодки на воду оставался ещё целый месяц, потом заводские испытания и лишь к началу ходовых испытаний экипаж должен подтянуться к месту их проведения и принимать в них непосредственное участие вместе с заводскими инженерами и рабочими.
Огромную помощь в организации экипажа и его подготовке к выезду в Красное Сормово оказали командир электромеханической боевой части старший лейтенант А. В. Новаков и командир дивизиона малых подводных лодок капитан-лейтенант Евгений Гаврилович Юнаков, но вскоре подводная лодка М-96 была доставлена по железной дороге на Балтику и достройка ПЛ и проведение ходовых испытаний проходило в Кронштадте. Вместе с ПЛ с завода „Красное Сормово” прибыла сдаточная команда, которую возглавил инженер-строитель Илья Иванович Фёдоров.
После окончания организационного периода новый экипаж подводной лодки принял непосредственное участие в достройке ПЛ и проведении ходовых испытаний. В процессе ходовых испытаний команда ПЛ сумела досконально изучить подводную лодку, и каждый из членов экипажа научился прекрасно выполнять свои обязанности по всем видам боевых и повседневных расписаний. 12 декабря 1939 года подводная лодка М-96 вошла в состав КБФ.
Необычные условия, в которых оказался экипаж заставили молодого командира ПЛ с головой окунуться в свои новые обязанности. При этом Александр Иванович ощущал, что ему главным образом не хватает опыта работы с подчиненными. В отличие от подводных лодок более крупного водоизмещения, на „малютке” по штату не были предусмотрены ни помощник, ни комиссар. Если из-за отсутствия комиссара Маринеско не очень расстраивался, то отсутствие опытного помощника командира почти не оставляло командиру свободного времени. Иногда и суток не хватало, чтобы достойно подготовиться к выполнению поставленных задач.
Учитывая упорный труд молодого командира ПЛ и его успехи в освоении новой ПЛ, в мае 1940 года партийная организация дивизиона принимает его кандидатом в члены ВКП(б).
Пока формировался экипаж новой подводной лодки, фашистская Германия начала свой поход на Восток. Первой жертвой своих далеко идущих планов она избрала Польшу, начав против неё 1 сентября 1939 года боевые действия без объявления войны. Поляки отчаянно сопротивлялись, но уже 19 сентября 1939 года почти вся Польша была оккупирована. Франция и Великобритания, выполняя свой союзнический долг, 3 сентября объявили фашистской Германии войну, но активно помогать Польше не торопились. Им было выгодно, чтобы фашистские войска захватили Польшу и получили хороший плацдарм для нападения на Советский Союз и вплотную приблизились к границам СССР. Однако они просчитались. Гитлеровское руководство, разделавшись с Польшей, стало готовиться к захвату соседних государств: Норвегии и Дании и уже 9 апреля 1940 года фашисты вторглись на территорию Дании. На следующий день территория Дании была полностью оккупирована фашистскими вояками. Одновременно немецко-фашистские морские десанты были высажены в норвежские порты Осло, Тронхейм, Берген, Нарвик и Кристиансанд, а воздушные десанты разгромили и захватили почти все аэродромы Норвегии. Во время высадки морского десанта в фиорде Осло защитники столицы Норвегии утопили фашистский тяжелый крейсер „БЛЮХЕР”. Несмотря на поддержку англичан, союзников Норвегии, 10 июня Норвегия была полностью оккупирована фашистскими войсками.
Не успели отгреметь пушки на Территории Норвегии, как фашисты, опьяненные успехами, ринулись на захват территории Голландии.
10 мая 1940 года Северная группировка войск немецко-фашистской армии начала вторжение в Голландию, союзницу Франции. Фашисты ударили в стык франко-бельгийской границы в районе города Седан. Расчленив войска союзников, они лишили Бельгию эффективной поддержки французскими войсками и одновременно вышли в тыл разрекламированной французами неприступной «Линии Мажино».
28 мая бельгийские вооруженные силы сложили оружие, а английские войска, пытавшиеся оказать помощь Бельгии, ретировались на Британские острова.
Завершив боевые действия в Бельгии и Голландии, фашисты начали наступление на столицу Франции, Париж. 22 июня 1940 года Франция капитулировала.
Таким образом, летом 1940 года почти вся Западная Европа оказалась под пятой фашистского солдата. Практически из всех высокоразвитых западноевропейских государств только Великобритания осталась свободной. В этих условиях каждый выход советских кораблей КБФ, а особенно подводных лодок, был сопряжен с реальной угрозой жизни экипажей, хотя Советский Союз тогда ещё и не был в состоянии войны с Германией.
Большую помощь Александру Ивановичу в вопросах организации и сколачиванию нового экипажа оказывал командир дивизиона малых подводных лодок капитан – лейтенант Е. Г. Юнаков.
– Жалко, что тебе не пришлось хотя бы полгодика побыть в шкуре старпома, – не раз поговаривал он, указывая на промахи молодого командира.
– Ну ничего, старпома я из тебя сделаю, а командир из тебя и так выйдет неплохой, – добавлял он.
Слова Евгения Гавриловича оказались пророческими. На летних учениях 1940 года подводная лодка М-96 показала высокую организацию действий личного состава, перекрыв почти вдвое норматив срочного погружения подводной лодки. Вместо предусмотренных боевым расписанием 35 секунд подводная лодка Маринеско сумела погрузиться в воду за 19, 5 сек.
Не менее впечатляющими успехи ПЛ М-96 были и по результатам торпедных стрельб. И результат не заставил себя ждать: по итогам боевой и политической подготовки за 1940 год подводная лодка М– 96, оказалась одной из лучших. А. И. Маринеско был награждён наручными именными золотыми часами, а экипаж ПЛ – денежной премией.
Кроме того, в том же году за успехи, достигнутые экипажем ПЛ
М-96 А. М. Маринеско было присвоено звание капитан-лейтенанта.
Видимо, эта серия поощрений, полученных молодым командиром за короткий срок, толкнула его на такую же непрерывную серию серьёзных проступков, связанных с неумеренным употреблением на службе спиртных напитков, небрежным отношением к служебным обязанностям, прогулам и снижению уровня дисциплины в экипаже ПЛ. Несмотря на это, подводная лодка продолжала успешно выполнять поставленные перед ней задачи.
В мае 1941 года ПЛ М-96 перебазируется в порт Триги (полуостров Ханко). Она поступает в распоряжение командира ВМБ Ханко генерал-майора С.И.Кабанова. Обстановка на Балтике с каждым днём становится всё напряженнее. Командиры надводных кораблей и подводных лодок всё чаще докладывают о резком увеличении интенсивности военных перевозок между балтийскими портами.
14 июня 1941 года командир М-96 получает задание на выход в море с целью несения дозора у входа в Финский залив. Большую часть времени по несению дозора малая подводная лодка проводила в позиционном положении. Подводные лодки этой серии и многие её современницы имели очень слабое штурманское вооружение и предпочитали большее время находиться в надводном положении. Длительное нахождение под водой требовало очень большого расхода электроэнергии и последующей многочасовой подзарядки аккумуляторных батарей. Кроме того, на подводных лодках не было достаточного количества средств регенерации воздуха. Плавание в позиционном положении обеспечивало достаточную скрытность подводных лодок и определённую безопасность плавания.
Существовало два вида плавания подводных лодок в надводном положении: в позиционном и в крейсерском положении. Наибольшую скрытность обеспечивало плавание ПЛ в позиционном положении.
ПОЗИЦИОННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ означало, что почти весь корпус подводной лодки находился под водой. Над водой оставалась лишь небольшая часть лёгкого корпуса и верхняя палуба. При этом подводная лодка несла все положенные надводному кораблю огни и знаки. В свежую погоду над водой практически не было видно ничего, кроме рубки ПЛ. Волны свободно перекатывались через верхнюю палубу. Такое положение ПЛ обеспечивалось за счёт заполнения средней группы балластных цистерн. При этом резко снижалась надводная скорость ПЛ, остойчивость, дальность плавания и увеличивался расход дизельного топлива. Зато в случае обнаружения опасности: сторожевых кораблей или самолётов противника, подводная лодка могла в считанные секунды уйти на безопасную глубину. При этом уходить надо было на глубину не менее 30 метров, так как в хорошую погоду силуэт подводной лодки на Балтике чётко просматривался с самолёта до глубин 20-25 метров. В штормовую погоду эта величина резко снижалась. Зато в сильный шторм подводная лодка всё равно не могла долго плавать под перископом. Остойчивость подводной лодки в подводном положении значительно хуже чем в надводном.
В КРЕЙСЕРСКОМ ПОЛОЖЕНИИ подводная лодка имела все признаки надводного корабля, могла нести все огни и знаки надводного корабля и идти с указанными в её сертификате скоростью, остойчивостью и дальностью плавания. Зато это увеличивало вероятность её обнаружения и уменьшало скорость погружения на безопасную глубину.
В ПОДВОДНОМ ПОЛОЖЕНИИ подводная лодка имела тоже два режима плавания: под перископом и на безопасной глубине. И при плавании под перископом и при плавании на безопасной глубине подводная лодка одинаково много расходовала электроэнергии и имела малую скорость движения и дальность плавания.
Положение несколько изменилась, когда на подводные лодки установили специальные шахты РДП (работы двигателя под водой). Это устройство позволяло работать дизелю под водой, экономить электроэнергию и даже подзаряжать аккумуляторные батареи, находясь на перископной глубине.
Так и в том дозоре подводная лодка М-96 основное время пребывания в море находилась в позиционном положении. При появлении самолётов Александр Иванович командовал:
– Срочное погружение! – и все находящиеся на ходовом мостике стремительно слетали по поручням в центральный пост. Командир спускался последним и лично задраивал рубочный люк. При этом Маринеско заметил, что с каждым днём, количество патрульных самолётов с чёрным крестом на фюзеляже увеличивалось. Кроме того, он заметил, что значительно увеличилось количество транспортов, выходивших из финских портов.
– Творилось что-то невообразимое, – много лет спустя, вспоминал Александр Иванович в беседе с А. Кроном. – Только за 8 часов мимо нас, курсом на Вест прошли 32 единицы крупных судов и все под флагом фашистской Германии. Судя по осадке, все они были гружёные. Немцы явно бежали домой.
Информация  об усилении интенсивности полётов патрульных самолётов и количества транспортов противника, полученная штабом КБФ, только подтверждала сведения разведки о приближении начала войны.
Выполнив задачу, поставленную подводной лодке, экипаж ПЛ М-96 вернулся 21 июня в 19-20 к месту последнего базирования, на полуостров Ханко, а в 23-00 Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов объявил на флотах «Боевую готовность № 1»