В. Глаголев 1874-1934
«Благо тому поселению, у которого от первого его жилища, есть свой летописец, чьи страницы от поколения к поколению несут тепло любви к отеческому краю». В.Закруткин.
Эти слова писателя Виталия Закруткина я с полным правом могу отнести к нашему земляку, краеведу, самобытному художнику Василию Николаевичу Глаголеву. Работая после окончания Новосильского уездного училища школьным учителем сначала в селах Вяжи и Бредихино, а с 1905г. в Новосиле, Василий Николаевич многое сделал для сбора материала по истории Новосильского края, организации краеведческого музея, который он начал создавать с помощью учащихся.
В педагогическом техникуме Глаголев заведует кабинетом краеведения при секции Общества краеведения. Неутомимый преподаватель рисования и черчения исследует быт и народное творчество жителей Новосильского уезда, организует этнографические вечера, по заданию Академии педагогических наук собирает коллекцию чернышинской игрушки, записывает местные легенды и предания. Сегодня рукопись статьи В.Н.Глаголева « Чернышинская игрушка, ее история и производство» хранится в Загорском музее игрушки, а рукопись «Сказки сказания и предания Новосильского края» - в Тульской универсальной научной библиотеке (ТОУНБ). Все тридцать четыре сказки с их образным языком и народным юмором читаются с большим интересом. Некоторые ценны еще и тем, что напрямую связаны с местностью, в которой записаны («Откуда получился овраг под острогом в городе Новосиле» и др). Ах, как бы нам хотелось увидеть их изданными!
Вспоминая годы учебы в Новосиле, комсомольцы 20-х – 30-х годов непременно упоминают имя своего замечательного учителя Василия Николаевича Глаголева.
Эти рассказы помогут вам понять, какой вклад внес художник и краевед Глаголев в развитие культуры края, значимость для русской провинции такого просветителя, коим был Василий Николаевич. В Новосильском краеведческом музее о В.Н. Глаголеве рассказывает экспозиция, в которой представлены его подлинные фотографии, живописная картина «Леший», копии картин «Буря», «Избушка лесника», «Заброшенный загон», собственноручно написанный четким почерком столбец «О песне дума», посвященный коллеге и певцу народной песни Н. В. Злыгареву – организатору и руководителю народного хора. Это подлинный гимн русской песне.
Очень хотелось бы, чтобы имя и деятельность нашего земляка стали известны как можно большему числу людей.
Подборка из музейного архива «Глаголев в воспоминаниях современников»:
Из воспоминаний Михаила Гавриловича Алферьева, директора Новосильской средней школы (1931-1938гг.) кандидата философских наук, полковника запаса:
«… Общей любовью учителей, учащихся, родителей и всей общественности города пользовался Василий Николаевич Глаголев (учитель рисования). Это исключительно гуманный человек, наделенный жизнерадостным юмором, неравнодушный к театру и искусству в целом… Учителя и учащиеся школы под руководством Василия Николаевича и с его непременным участием готовили и ставили спектакли в школе и в городе. Излюбленными его пьесами были пьесы Горького. Запомнились мне его декламации «Буревестника», «Песни о Соколе» и другие.
Глаголев В.Н. был талантливым художником. Его произведения высоко ценились общественностью. Мне известен и такой факт. Как-то случайно несколько небольших картин его («Баба Яга», «Избушка на курьих ножках» и др.) попали в руки Льва Николаевича Толстого. Великий писатель был восхищен талантом молодого сельского учителя. Василий Николаевич был приглашен Толстым к себе в Ясную Поляну для встречи с И.Е.Репиным. Лев Николаевич специально прислал визитную карточку на имя Глаголева. Но это приглашение Василий Николаевич не использовал и встреча не состоялась. Он постеснялся ехать к великому человеку в старом, оборванном костюме, да и денег не было на проезд до Ясной Поляны. Умер В.Н.Глаголев в 1934 году, оставив недописанной картину «Срубленная береза». Хоронили его всей школой. Могила его находится в «Питомнике», вместе с могилами воинов гражданской войны».
Из письма 1983г. Петра Романовича Ильина (1912 г.р.) комсомольца
20-х годов, бывшего студента Орловского художественного училища «ИЗО»:
«… Краеведческий музей в родном Новосиле до войны был, и его заведующим был Василий Николаевич Глаголев. В то теперь уже далекое время мне выпало большое счастье встречаться в его доме. Впечатления от этой встречи остались самые добрые, самые памятные. Судьбу в дальнейшем не знаю. Его дочь Захарова Евгения Васильевна работала учителем в д.Кирики Новосильского района. Я писал ей письмо, но ответа от нее не получил. А как хотелось бы знать о судьбе хорошего художника и доброго человека Глаголева В.Н….»
Из альбома «История Новосильской средней школы»:
«…Учительские уездные конференции проходили обычно три дня. Школа обязательно проводит в это время три концерта. Так в 1920 году в 1-й день учителям поставили детскую оперу «Репка». Участвуют взрослые и дети, прекрасное музыкальное сопровождение на рояле Сергея Алексеевича Васильева, роль деда исполняет любимец всех учитель В.Н.Глаголев. Много хлопот около огромной «репки». Целый коллектив, тянет – потянет, вытянуть не может. Появляется маленькая мышь. Количество превращается в качество, Репку вытянули. Среди публики раздается вздох облегчения. Все довольны.
Детская опера «Репка» поставлена была мастерски и поэтому вызвала исключительный восторг детей и всего взрослого населения….
А сколько было вложено труда В.Н.Глаголевым и помогавшими ему учащимися в оформление сцены и декораций в спектаклях!..»
Из воспоминаний Дмитрия Трясцина (выпускника Новосильской школы II ступени и педтехникума (1927-1929 г.г.):
« … А кто из наших учащихся не помнит учителя рисования Глаголева Василия Николаевича? Он учил нас первоначальной художественной графике, рисованию, умению эстетически оценивать окружающее, особенно природу.
Фигура Василия Николаевича встает перед нами и сейчас: он был пожилой, среднего роста, всегда коротко подстрижен, усики бабочкой, небольшая бородка. Это был художник, театрал и хороший учитель; он был любимец не только учащихся, учителей, но и всего города. Без консультации Василия Николаевича не обходилась подготовка и постановка спектакля в любительском народном театре, или же готовились и декорации. Художественное оформление к революционным праздникам проходило тоже под его руководством. Он был и шефом Новосильского краеведческого музея. Некоторые художественные произведения, изданные Когизом, были иллюстрированы В.Н.Глаголевым.
… В школе организовывались и проводились экскурсии. С нашим классом была проведена экскурсия в г.Орел. Руководителем этой экскурсии был учитель В.Н.Глаголев. Тогда мы были на заводе им. Медведева, в областном драмтеатре им. Тургенева, в краеведческом музее, в летнем цирке. Нам нравились объяснения и комментарии нашего учителя, который давал их не хуже экскурсовода».
Из воспоминаний выпускника Новосильской средней школы 1930г. Сергея Николаевича Алферьева, полковника в отставке :
«… В период моей учебы это была школа II ступени, работала она с политико- просветительным профуклоном.
… Ребята принимали активное участие в походах, в художественной самодеятельности на селе, в ликвидации неграмотности, оказывали помощь в переписи населения…
Под руководством В.Н.Глаголева производились раскопки в интересах изучения истории Новосиля. Все это способствовало нашей учебе и формированию личности…
… После окончания техникума меня назначили преподавателем Новосильской школы I ступени, затем преподавателем биологии, рисования и черчения в Новосильскую среднюю школу.
… Квалифицированную помощь я получал от Глаголева Василия Николаевича (и других учителей)…. К сожалению, в скором времени Глаголев умер. Похоронили его в «Питомнике» на небольшом кладбище. Этот день принес большой траур в школу. Гроб Глаголева на руках несли через весь город, многие выступили на могиле.
Количество часов по рисованию у меня прибавилось, но невозможно было заменить такого художника и мастера, каким был Глаголев».
Из воспоминаний Льва Копытова, комсомольца 20-х г.г, выпускника Новосильской школы и Новосильского педагогического техникума:
« …Учитель рисования В.Н. Глаголев часто привлекал меня и Ваню Глотова, а затем и брата моего Константина к оформлению различных уездных собраний, конференций: мы писали под его руководством лозунги и плакаты на кумаче, чертили диаграммы, разрисовывали декорации.
… Самое активное участие комсомольцев педтехникума было в культурной жизни города. Не только на сцене техникума, но и на сцене городского любительского театра, которым руководил Н.А.Володин, выступал наш драмкружок под руководством В.Н.Глаголева. Мы ставили пьесы «На дне» Горького, «Клоп» Маяковского. Была поставлена «Деревенская свадьба», записала ее Ф. Кузичкина в своей деревне и обработала под руководством В.Н.Глаголева. Постановка имела огромный успех. Затем эта запись была отправлена хору имени Пятницкого. Из нее и сейчас (1968г.) еще исполняются отдельные картинки с обязательным указанием «Из Новосильского уезда».
Из воспоминаний Григория Ляхова, старшего научного сотрудника Государственного института горного дела им.Скочинского Московской области:
«… Хорошо помню Володю Одинцова. Он и в школе начал проявлять недюжинные способности как художник-пейзажист и портретист. Учился Одинцов у известного Новосильского педагога, неутомимого краеведа, художника Василия Николаевича Глаголева.
Будучи сам учеником знаменитого русского художника Шишкина, Василий Николаевич сумел развить у Володи его природный талант. И впоследствии Владимир Григорьевич приобрел в стране большую известность, как многожанровый художник…».
Старожил Новосиля Екатерина Дмитриевна Карлова (1913 г.р.), всю жизнь проучительствовавшая в начальных классах, ходила девочкой в созданный Глаголевым музей еще в 20-е годы. Помнит народные костюмы, посуду, рисунки художников, игрушки: глиняные свистульки, соломенные и тряпичные куклы. Там иногда Василий Николаевич Глаголев проводил свои уроки …«Душа был – не человек. Мы любили его больше всех. Интересно было на его уроках. Рассказывал о художниках, приносил с собой на уроки игрушки. Куклы ставил, и мы рисовали. И сам он хорошо рисовал. У нас в средней школе все учителя были дворянского происхождения: грамотные, благородные. За Бога учителей почитали…».
Из письма дочери В.Н.Глаголева Магдалины Васильевны Раевской:
«… Вы просите написать меня о своем отце. Что можно о нем написать? Это был очень скромный, трудолюбивый человек, влюбленный в свое дело. Я не помню ни одного дня, когда бы он мог спокойно отдохнуть. День его был до отказа насыщен, прихватывая и глубокую ночь. Он вел очень большую работу по сбору местного фольклора. Ходили летом по деревням, собирая песни, частушки, сказки, поговорки. Весь собранный материал он систематизировал, обрабатывал. У нас была очень большая коллекция картин. Отец постоянно рисовал, где бы он ни был… В первые годы после революции, годы, которые удержала моя тогда еще детская память, в Новосиле было очень много интересных людей, ставших впоследствии учителями, артистами, крупными учеными.
Тяжело жилось стране. Голод и разруха не обходили ни одно семейство, а тем более нашу семью, в которой насчитывалось десять человек.
Помню, когда отца принесли на руках. Его подняли на улице, когда он потерял сознание на почве голода и общего истощения.
Он много работал. Заведовал подотделом искусств в отделе народного образования, преподавал рисование в школе и вел методику преподавания в педагогическом техникуме, заведовал краеведческим музеем, который в основном был им создан. Вел большую переписку с Киевской Академией наук, а также им была написана «История чернышинской глиняной игрушки», которая вместе с альбомами иллюстраций, выполненных акварелью, а также экспонатами игрушки, были отправлены в Государственный музей игрушки в город Загорск Московской области. У него было очень мало времени и совершенно не было его для отдыха. И, несмотря на это, он еще играл в любительских спектаклях. Особенно он любил роль Луки в пьесе Горького «На дне». Вместе с Анисимом Максимовичем Левковым им была поставлена опера «Русалка», которая шла несколько раз с большим успехом.
В годы НЭПа отцу пришлось вести большую атеистическую работу в селах Новосильского района, читая доклады, особенно в дни больших церковных праздников… Перечислить все, что он сделал для общества, очень трудно. Единственно, что можно о нем сказать, что он отдал себя до конца людям и своему любимому делу. Я его помню всегда с альбомом и карандашом. Для него было истинным удовольствием и отдыхом – уходить в природу с этюдником в руках и целый день писать пейзажи. Вот, кажется, все, что могу о нем рассказать.
К сожалению, война не оставила нам, детям, ничего. Все, что осталось в Новосильской квартире, было уничтожено бомбежкой, но каким – то чудом мне удалось совершенно случайно обнаружить его работы в антикварном магазине в Москве…
Умер отец 8 марта 1934 года на 60-м году жизни от рака желудка.
(Москва, 1969г.)».
Приложение: Из рукописи В.Н.Глаголева «Сказки, сказания и предания Новосильского края»(1926 г):
Как Иван барыню украл. Сказка Новосильского края.
Призвал барин своего слугу Ивана и говорит:
- Нужно, братец, жену увезть у моего соседа, без шуму, да так, чтобы я к этому делу не причастен был. Украдешь барыню, - озолочу, а не сумеешь, - насмерть запорю.
- Хорошо, - говорит Иван, - дайте только срок, а уж барыню выкрадем.
Пошел Иван к соседу-барину и стал у дворни выспрашивать, как их господа живут и какие привычки имеют.
Узнал, что барин ревнив и никуда барыню не пускает, а только в церковь она ездит со старым кучером.
Иван вызнал дорогу, осмотрел местность по дороге в церковь и явился к своему барину и говорит:
- Нужны, ваша милость, сапоги мне самые лучшие и чтобы новые были.
Дали сапоги Ивану.
Когда нужно было ехать барыне в церковь, Иван разложил сапоги по дороге на полуверсте друг от друга, а сам около второго сапога в кустах спрятался.
Едет барыня со своим кучером и видит новый сапог лежит на дороге.
Кучер и говорит:
- Не поднять ли, барыня, сапог то?
- Не стоит время терять из-за одного сапога, к обедне опоздаем, - отвечает барыня.
Поехали дальше и видят второй сапог, да сапог то хоть куда! Как раз на ногу барина. Уж тут барыня и говорит кучеру:
- Остановись, Иван. Сапоги то очень хороши, как по ноге барину; подарок ему привезем. Сходи ты за первым сапогом, а я тут подожду и за лошадьми присмотрю.
Побежал кучер за первым сапогом.
Когда кучер далеко отошел, Иван вышел из-за кустов, быстро связал барыню, сел на козлы и покатил в глухой лес, там он оставил барыню у лесника, а сам явился к своему барину и доложил, что барыню выкрал. Барин наградил ловкого и сметливого Ивана.