Горох об стену - 5

Андрей Тюков
Не получится это – из простоватости выйти в простоту. Простота не зря "отчаянная". Это нужно сперва душу разуть. А босому в рай заказано... Энтую гармонику спрячем в чулан, от греха подальше, доставать её более – незачем... Глянец, пошлость, "народность" – на, рот! Подавись слюной...

Вот – один из возможных "плюсов" нормальной, доброкачественной религии: она сообщает адекватность самооценке (масштаб-то, каков масштаб!). И в результате никто не лезет в Наполеоны, потому что 2 тысячи лет назад один плотник уже всех навсегда опередил.

Я ведь уже объяснил тебе, что есть истина и очевидность. Что, в лоб дать, что ли? Ещё раз... Тебе объясняли, cкот этакой эуригена, истину? Объясняли. Третий Собор запретил вносить туда изменения? Запретил. Наконец, я, я, я – понимаешь ли, я!!! – говорю тебе, я! Есть истина. А что не я, то не истина. Неужели не очевидно?! Нет, придётся, видимо, в лоб всё-таки…

Turn a deaf ear to a cry – you're deaf. Close your eyes to a problem – you are deaf and blind. You are how you react to everything, you are everything that you react to, all manner of things. If you don't react, then you are next to nothing.

"Бог есть любовь" (1 Ин. 4:8). Как понимать слова Иоанна? Ведь, незаметно, что Он любит нас, скорее, наоборот. Кого Он любит на юго-востоке Украины, в Донецкой и Луганской областях: тех или этих, или всех без разбору? Если без разбору, так это уже не любовь, это называется иначе. Если тех – то за что? Этих? За что? Ни за что, просто потому, что любит? И в чём же тогда выражается эта любовь?
Да, Бог есть любовь. Но это не любовь Его к нам. Это наша любовь к Нему. Бог есть вечный объект любви, данный во спасение человеку, чтобы не сжёг себя сам. Любовь есть потребность, так вот Бог даётся как образ, который не упраздняет другие, но пребывает выше всех и в том совершенстве незавершённости, завершить которое – и есть цель земной любви. Если это именно потребность любить, а не простое проявление инстинкта продолжения рода. Инстинкт угасает, а "любовь никогда не перестаёт" (1 Кор. 13:8). Вообще весь этот вдохновенный гимн любви от Павла: "Любовь долготерпит..."(1 Кор. 13:1-13), на мой взгляд, описывает именно ту любовь, которую человек отдаёт Богу. Попытки отдать её земным богам и богиням есть бессмысленное, бесполезное идолопоклонство. И кто на собственном опыте не убеждался в этом?

Можно предположить, что с возрастом (и сопутствующим взрослению опытом) "запросы" женщины к мужчине не претерпевают никаких кардинальных изменений. Меняется лишь, в сторону значительного увеличения "удельного веса", такой компонент ожиданий, как комфортность. Наверное, не будет преувеличением заметить, что зрелая женщина более всего ценит способность партнёра обеспечить должную "суверенность" её личной территории, что всегда и при любых обстоятельствах важно для неё (женщина = женщина + ...), где она может чувствовать себя личностью, т. е. существом временно неприкосновенным.

День тогда новый, когда вчерашний день был последний. Всё оставь на берегу, входя в воду. На берегу и воры, и червь. В воде небо. Уйди с головой.

Религия есть глубоко поэтичная картина мира. Само слово religio некогда трактовалось как "восстановительная связь". Человек верой восстанавливает ту картину мира, которой ему недостаёт, воссоздаёт утраченные связи. При этом он использует те же средства, что и в поэзии: образ и чувство, и так же, как в поэзии, они раздельно не существуют, их соединяет в единое целое – мысль. Религиозная система мысли образна и эстетична. Эта картина мира, с её "ангелами", "святыми" и "таинствами", есть какое-то детское, наивное и одновременно глубокое интуитивное прозрение подлинной реальности, которая закрыта от ума без чувства и без доверия. Поэтому у наших "старцев" такие детские глаза и лица. Если приглядеться к иконам, как бы тоже написанным детской рукой, с искажениями, с обязательной обратной перспективой, встретишь такие же лица и глаза. Это один образ, только изводы разные. Свет образа – внутренний, словно скрытый. Слово выводит его, делает явным, и светятся слова, не сказанные, но понятные без языка.

Бывает, человек с годами как бы татуировками покрывается, обрастает второй кожей такой, нажитой, нарисованной... весь. И только где-то, бог весть, где, он и сам уже не помнит, остаётся одно место маленькое. То, где его мама держала, когда купала в речке бессмертия. Всё исчезнет, а оно одно – останется. Только это. Беззащитное.

Я думаю, отношение человеку к миру, который его окружает, можно описать как боль. Человек и созидатель, и разрушитель. И то, и другое, сразу... Приведу такой пример. Кто занимался спортом, знает, что мышцы растут через боль. Физическая нагрузка разрушает клетки, они начинают быстрее делиться, отчего и происходит рост мышечной массы. Разрушение и созидание практически одновременно. И всё через боль. И ничего с этим не поделаешь, хоть ты мир перестрой, а хоть себя. Всё – через боль...

Есть ли в христианском вероучении тайная часть? Есть. Этого факта не скрывают и сами церковные иерархи и богословы. Василий Великий: "Из соблюдённых в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне". Это "неписаное учение" хранит, между прочим, и объяснение церковных обрядов, смысл и происхождение которых – всегда соблазн для "неверных". Боюсь, пребывать нам и далее в неведении! Молчание охраняет "святыню Таинств", говорит В. Великий: "Ибо какое было бы приличие писанием оглашать учение о том, на что некрещёным и воззреть не позволительно?" ("О Святом Духе").
Поневоле вспомнишь гоголевского козака из повести "Вий", что хотел сам пойти в бурсу - узнать, чему там учат: "тому ли самому, что и дьяк читает в церкви, или чему другому?". Другому... тоже.

"Не обещайте деве юной любови вечной на земле..." (Булат Окуджава). А как иначе? На другую ни одна дева и не согласится... приходится обещать! Кто не хочет жить вечно? Все хотят. Остап Бендер не хотел жить вечно, литературный персонаж, хотя и списанный с агента угрозыска. Ему старуха предложила купить вечную иглу для примуса: "Вы знаете, Адам, я не купил. Мне не нужна вечная игла, я не хочу жить вечно". Единственный такой. Нарочно пройдись по магазинам – не найти, всё раскупили, все хотят жить вечно и коптить небо своими примусами... Откуда в человеке такая неутолимая жажда – коптить? Может, как раз от вечной неутолимости? Желания не приносят удовлетворения, скорее уносят, а результат недолговечен и, как рождённое в любви дитя, редко бывает похож на счастливых родителей. А чему тут удивляться?! Сказано: "Проклята земля в делах твоих" (Бытие, 3:17). Именно "в делах"! В русском переводе "проклята из-за тебя", что меняет смысл: проклята не земля – она ни в чём не согрешила перед Богом, проклята "земля в делах", другими словами, плоды дел и начинаний человеческих прокляты... И так всё и будет, покуда вкушаем хлеб земной и отрицаем существование "любови вечной на земле".

Людей портят не деньги, а отношение к деньгам. Нравственных нищих в мире не больше, чем совестливых миллионеров. Странствующий цирк Сына своего Отца имел, между прочим, денежный ящик, которым ведал Иуда Искариот.

Некоторые склонны полагать, будто вера и всё, с ней связанное, есть нечто, раз и навсегда данное. Вот, нам дали это, и наше дело, так сказать, блюсти. Блюсти, конечно, надо. Вопрос в степени. И святые отцы сомневались, и даже искушались, и сам Иисус Христос сомневался и мучился. А уж нам-то, грешным, как говорится, и Бог велел…
Вера – это не железное ведро с прорезями для глаз, наподобие шлема средневекового рыцаря. Вера нам дана здесь, не в будущей жизни, где, может статься, всё будет ясно, а в этой, где далеко не всё ясно, а значит, есть и поводы, и почва для сомнений. Что же бояться "рассуждения"? Могут быть и слова "неправильные", и выводы, так ведь и вера на то, чтобы отделить зёрна от плевел, там, где не справляется разум.
Верить – значит, вверить себя Ему, и смело идти. А не стоять на месте, радоваться: у меня есть, у меня… Да что есть-то? Ты посмотри вначале.
Радость, она впереди. Всегда впереди. Самая чистая – радость девы, ожидающей жениха.
А о тех, кто радуется здесь, сказано, что уже получили они награду свою.

Если чего-то не хватает, может, просто видишь не всё?