Ч. 34 На дне, во тьме и без паники

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/08/03/896

Топить беспощадно

Часть 34. На дне, во тьме и без паники

Таран оставался важным средством защиты от подводных лодок, если они оказывались достаточно близко. Это случалось, когда их команды теряли бдительность, либо встреча происходила неожиданно для обоих судов, например в густом тумане.

С 1-го февраля 1917 года по 11 ноября 1918 года англичане насчитали сорок два случая таранов. Из них половина привела к серьёзным повреждениям подводных лодок.

Германская подводная лодка UC-26 под командой капитан-лейтенанта графа фон Шметова в ночь с 8-го на 9-е мая 1917 года находилась в восьми милях к северо-западу от Кале, и  неожиданно для её командира оказалась буквально в нескольких ярдах от эсминца «Милн».

Командир «Милна» капитан 3 ранга Виктор Кэмпбел среагировал мгновенно. Его корабль протаранил носовую часть боевой рубки немецкой подлодки, и она сразу затонула. Но Кэмпбел был недоверчивым, поэтому для верности приказал ещё и сбросить несколько глубинных бомб.

Глубина моря в этом месте, как значилось на карте, составляла сорок пять метров. Глядя в чёрную воду за бортом, капитан 3 ранга подумал, что вряд ли кто-нибудь оттуда вынырнет. Каково же было его удивление, когда с моря раздались крики о помощи, и вскоре англичане выудили из воды двух немецких подводников.

Счастливчиками оказались лейтенант Петерсон и матрос. Когда моряки пришли в себя, Петерсон рассказал англичанам подробности. UC-26 возвращалась из похода в Зеебрюге, израсходовав все мины и торпеды. За девять походов подводная лодка потопила тридцать девять судов и повредила пять.

Когда в час ночи она оказалась среди трёх английских эсминцев, то была протаранена, не успев погрузиться. Лодка затонула, сильно ударившись о морское дно. Вслед за тем экипаж оглушили взрывы глубинных бомб. От сотрясения погасли все лампы. Но среди команды паники не было.

Люди в среднем отсеке в кромешной тьме попытались продуть цистерны, но их усилия оказались напрасными.

Вода быстро заполняла подводную лодку. Затопило аккумуляторные батареи. Часть экипажа попыталась спастись через люк в боевой рубке. Остальные, в том числе и Петерсон, перешли в машинное отделение.

Они попытались открыть там люк, но не смогли преодолеть давление воды. Тогда командир подводной лодки капитан-лейтенант фон Шметов сказал, что они должны приготовиться умереть за кайзера и предложил трижды прокричать ура.

Однако у боцмана появилось другое предложение. Он предложил командиру лодки подать в отсек воздух высокого давления из торпедной системы. Создав давление в отсеке, можно будет снова попробовать открыть люк. Поэтому с криками «ура» решили временно подождать и стали реализовывать предложение боцмана.

Когда в отсек подали воздух высокого давления, вода в него перестала поступать. Тогда стали открывать люк, и сумели его открыть. Но все, кто это делал, погибли, потому что их выбросило воздушным пузырём.

Петерсон без особых трудностей прошёл сквозь люк, но подъём показался ему мучительно долгим, но все, же лейтенанту хватило воздуха в лёгких. Офицер винил в трагедии вахтенных, которые, либо уснули, либо от усталости просмотрели английские суда. Война – дело суровое.

Иногда потенциальные жертвы оказывалась убийцами подводных лодок. 9 марта 1917 года подводная лодка U-48 под командой капитан-лейтенанта Басса обнаружила английское грузовое судно «Ист Поинт» водоизмещением 5 234 тонны.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/10/568