В центре земли Московской

Сергей Бурлаченко
        25 августа 1479 года был освящен Успенский собор Московского Кремля, главный храм Московского государства, старейшее полностью сохранившееся здание Москвы. Несколько веков этот храм был духовным и политическим центром страны: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов.
        История храма началась 4 августа 1326 года, когда великий князь Иван Калита и святитель Петр заложили на этом месте первый каменный собор в Москве, посвященный Успению Пресвятой Богородицы. Толчком к строительству послужило обретение Москвой статуса первопрестольного города. Отныне именно Московский, а не Владимирский Успенский собор был призван стать главным храмом Святой Руси. Ключевую роль в выдвижении Москвы и строительстве собора сыграл святитель Петр, первый митрополит Московский; здесь же он был погребен (еще в недостроенном храме). В конце XV в. великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание своей новой резиденции с перестройки Успенского собора. Храм разобрали в 1472 году до самого основания, псковские мастера Кривцов и Мышкин возвели новый собор, однако он неожиданно рухнул.  Тогда Иван III пригласил из Италии архитектора Аристотеля Фиораванти, под руководством которого и было построено (1475-1479) здание, и поныне украшающее Московский Кремль. Фиораванти было поручено взять за образец Владимирский Успенский собор — тем самым подчеркивалась преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров Святой Руси.
        25 августа 1479 года митрополит Геронтий совершил освящение храма. Величественный и монументальный, мощных пропорций, трехнефный пятиглавый храм до конца XVII в. служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси. Храм выложен из небольших блоков белого камня. Летописи отметили, что здание смотрится «как един камень». Современники были поражены величеством и высотою, и светлостью и пространством» собора. Для росписи первопрестольного храма привлекались лучшие мастера. На алтарной преграде сохранились древнейшие фрески Московского Кремля — изображения монахов-подвижников, исполненные в 1481 г. артелью великого иконописца Дионисия. Современный облик собора определяют росписи 1642-1643 гг. (над ними работала группа из 150 художников во главе с царскими изографами Иваном и Борисом Паисеиными и Сидором Поспеевым) и грандиозный иконостас 1653 г., созданный по инициативе Патриарха Никона. Собрание икон XI-XVII вв. в Успенском соборе является одним из самых богатых в мире. Большинство их было написано в Москве для соборов XIV и XV вв., другие были привезены в Москву из древних городов в период собирания русских земель.
        Во время Отечественной войны 1812 года собор был разграблен наполеоновскими войсками. Из части серебра, отбитого у французов русскими казаками, была выкована великолепная люстра, которая сейчас висит в центре собора. В 1979 г. был торжественно отмечен 500-летний юбилей Успенского собора. Завершающей в XX в. страницей в истории Успенского собора стало совмещение в нем двух функций — музея и храма. Начиная с августа 1991 г. в нем возобновились праздничные богослужения, причем достигнутым между Патриархией, Министерством культуры РФ и Музеем соглашением Успенский собор сохраняет статус музея, всё в нем остается неприкосновенным, чтобы эта подлинная сокровищница культуры жила в веках.