Эталон русской журналистики

Сергей Бурлаченко
        15 сентября 1863 года в Москве вышел первый номер газеты «Русские ведомости». Ее называли «профессорской» за серьезность тем, высокое качество языка и избранный круг авторов.
        Ведомостями, как правило, называли правительственные официозные издания или серьезные, претендующие па формирование общественного сознания, газеты. Эти издания «ведали», знали то, что надо сказать читателю. Издателем «Русских ведомостей» был достаточно известный писатель Н.Ф. Павлов. В Москве в это время царила газета М.Н. Каткова «Московские ведомости». У московских кругов, оппозиционных официозному органу, своей газеты не было, поэтому «Русские ведомости» очень быстро были использованы противниками «Московских ведомостей» для пропаганды своих взглядов и превратились в центр, вокруг которого группировались представители передовой московской интеллигенции. Н.Ф. Павлов умер через семь месяцев после начала издания. Будущий многолетний редактор «Русских ведомостей» В.М. Соболевский пришел в газету случайно. 23 декабря 1873 года оказалось, что некому писать передовую статью. Редактор газеты Скворцов буквально заставил 27-летнего юриста, оставленного в университете для подготовки к профессорскому званию, взяться за передовую. Соболевский сначала отказывался, но потом за одну ночь написал статью в 700 строк, которая целиком была опубликована. С 1873 года он стал помощником редактора, а с 1876 – редактором. В «Русских ведомостях» сложился свой круг сотрудников, талантливых, серьезных журналистов. Здесь работал в 80–90-е годы «король» русского репортажа Вл. Гиляровский, писал Гл. Успенский, с газетой сотрудничали П.Боборыкин, В. Вернадский, В. Короленко, А. Пешехонов, А. Толстой и др. В 1887 году газета приняла тот вид, который стал привычным для читателя XX в.: большой формат, ежедневный выход на восьми страницах, стоимость подписки – 7–8 рублей в год. На протяжении полувека газета не меняла своего внешнего вида, избегала всяческих технических новшеств, не пользовалась крупными заголовками, статьи, как правило, очень большие, набирались «в подбор» одинаковым шрифтом, «узким корпусом». Это должно было подчеркнуть верность газеты одному стилю, одному принципу как в оформлении, так и во взглядах. Главной особенностью «Русских ведомостей», привлекавшей интеллигентного, мыслящего читателя, была приверженность одному, однажды выбранному идеологическому направлению. В 1873 году в немецком городе Гейдельберге  прошел негласный съезд русских молодых ученых, среди которых были руководители «Русских ведомостей». На съезде обсуждались основные научные и общественные проблемы России. На вопрос «Чего добиваться в России?» съезд ответил: «Добиваться конституции и демократических социальных реформ». После съезда Постников и Соболевский составили программу деятельности газеты. Этой программе она следовала неукоснительно все 50 с лишним лет своего существования. Летом 1905 года газета опубликовала Проект Основного Закона Российской империи, выработанный одним из кружков Союза Освобождения и переработанный комиссией Земского союза, т.е. представителями будущей партии кадетов.
        Приверженность газеты одному направлению, единому традиционному стилю и форме в изменившихся социальных условиях сыграла отрицательную роль. Оставаясь верными своей программе, своему полвека назад избранному читателю, «Русские ведомости» перестали быть самым главным и единственным органом либеральной оппозиционно настроенной интеллигенции. И тем не менее газета стала эталоном «большой» качественной газеты России.
        После революции 1917 года «Русские ведомости» были закрыты. Слова «либерализм», «демократия», «реформы» новую власть не устраивали. Впрочем, «профессорский» стиль изложения мыслей и идей вообще устраивал не всех и не всегда. Будь проще, и к тебе потянутся люди – глуповатая шутка, поданная в виде мудрости, нравилась больше.