Центральный не детский

Сергей Бурлаченко
        В феврале 1936 года было опубликовано Правительственное решении о создании Центрального детского театра, которому передавалось помещение бывшего МХАТ II на площади в самом центре Москвы, рядом с театрами Большим и Малым. Но настоящим открытием Центрального детского для Натальи Сац и ее сподвижников стало 10 декабря 1936 года, когда состоялась премьера «Золотого ключика» Алексея Толстого. 
        Вся дальнейшая жизнь нового театра была не менее бурной, чем жизнь страны. В 1937 году Наталья Сац была репрессирована, театр покинуло подавляющее большинство артистов, ушли режиссеры. История Московского театра для детей, созданного шестнадцатилетней Сац в 1919 году, завершилась. Началась история Центрального детского театра. Выстраивался новый репертуар, привлекались новые драматургические силы. В конце 30-х годов свою первую пьесу «Коньки» принес в театр начинающий драматург Сергей Михалков, чья творческая жизнь с той поры тесно связалась с ЦДТ: девять пьес Михалкова были поставлены в разные годы на этой сцене. В 1939 году произошел пожар, в результате которого погибло первоначальное оформление театра. В 1940-м здание было реконструировано, а со следующего, 1941 года на этой сцене временно играл свои спектакли Малый театр, затем – театр им. Евг. Вахтангова. Это было в начале войны…
        В ноябре 1941-го Центральный детский театр эвакуировался из Москвы в Кузбасс, а в октябре 1943 года вернулся. Художественным руководителем стал Леонид Андреевич Волков, один из любимейших учеников Евгения Вахтангова. В январе 1949 года состоялась премьера спектакля «Где-то в Сибири» – пьесу И. Ирошниковой поставил молодой Георгий Товстоногов, а в ноябре того же года москвичи увидели спектакль «Её друзья» – первую пьесу начинающего драматурга Виктора Розова.
        В 1950 году в Центральный детский пришла в качестве нового художественного руководителя Мария Осиповна Кнебель. Она проработала в театре десять лет, в течение которых поставила на его сцене «Горе от ума» А. Грибоедова и «Мертвые души» Н. Гоголя, «Конька-горбунка» (совместно с Анной Некрасовой) и «Страницу жизни» В. Розова… Именно она привела сюда, в эти стены, молодого актера Олега Ефремова, пригласила на постановки начинающего режиссёра Анатолия Эфроса. ЦДТ определял пульс театральной жизни российской столицы, сюда стремились зрители всех возрастов, труппа театра была очень сильной, громкие премьеры шли одна за другой. Театр жил в полную силу, заявив о своих нравственных принципах, эстетических задачах.
        Будущие «великие» старались освоить «взрослые» театры, идти своей дорогой. 60-70-е годы помнят БДТ в Ленинграде, «Современник» и «Бронную» в Москве, взлёты и славу Товстоногова, Ефремова, Эфроса. Десятилетие 80-х и 90-х резко переломилось на своей середине, и сегодня тоже стало историей. В жизни ЦДТ оно ознаменовалось приходом Алексея Владимировича Бородина и нового поколения актёров. А. Бородин объединил актёров самых разных возрастов: от мастеров Центрального детского до тех, кто во многом определил новое движение театра, став ядром труппы.
        Сегодня в Российский академический молодёжный театр приходят как маленькие, так и взрослые зрители, чтобы вновь и вновь смотреть спектакли по классике и современной драматургии. Театр давно не соответствовал своему «родовому» названию. Он никогда не был адресован лишь детям, а потому переименование в Российский молодёжный зафиксировало определенную историческую и культурную закономерность.