Бахайские сады

Юрий Левин 2
     Объявили о поездке в Бахайские сады. Поскольку ничего не знал о бахаях, клюнул на второе слово- сады и согласился. Прибыли, организаторами были знакомые мне Вав и Алев, они нашли гида (тот выделялся надписью на спине его футболки Guide). Гид представился, сказал- он закончил истфак МГУ, специально изучал бахаев и их религию, собирается рассказать о них нам. Предупредил- не шуметь, не фотографировать, не отставать! И мы рысью побежали вниз по лестнице (а среди нас были и пенсионеры с больными ногами). Бегом-бегом, мимо цветущих деревьев, кустов и трав. На одной из лестничных площадок гид остановился, подождал отставших и стал вещать об основателе бахайской религии (понятно, что я затосковал- не за тем ехал). Умолк гид, подождал вопросов, и мы побежали снова вниз по ступеням. Опять остановились, и я услышал о самой бахайской религии, но всё так же- никаких садов! Третья пробежка вниз, новая остановка, и гид рассказывает о храмах бахаев. Ещё раз вниз бегом, гид просит окинуть взглядом панораму вверху, полюбоваться садом, мимо которого мы стремглав пронеслись, уверенно заявил, что знает- какие вопросы мы зададим. Был у меня вопрос- а почему экскурсия называется в САДЫ, а не рассказом о бахайской религии, но не стал его задавать- какой может быть спрос с историка? И мы побрели к своему автобусу…
      
     Кончился лавровый лист, и я отправился за ним (но не в магазин! зачем?) к ближайшим кустам, в 5км от дома. Пришёл на место и несколько раз прошёлся у знакомого граната в недоумении- здесь росли 3 куста, я это хорошо помнил. Перелез ограждение- всего один куст. А где остальные? В растерянности смотрел то туда, то сюда- нет двух кустов! Никак не приходило в голову разумное объяснение (ну не мог же кто-то из таких же, как я, праздношатаюшихся, выкопать и унести к себе на участок перед домом!)… Oтвет пришёл скоро и неожиданно- какая-то стая приблизилась, выдавая себя шумом, и я увидел длинноухие морды, пялящиеся на меня и на то, что их интересовало. Козы! Около дюжины, обычная арабская скотина (у евреев стойловое содержание животных). Убедившись, что я не очень опасен, они через ограждение пролезли именно к лавровому кусту (гранат их почему-то не интересовал) и с противоположной ко мне стороны стали поедать листья. Тут же вспомнилось прочитанное (чуть ли не в детстве), что именно козы уничтожили горные леса по всей Греции (а грекам нужен был сыр), вызвав эрозию почв и другие неизбежные ответные гадости природы.