Узоры на стекле фонарном

Сергей Бурлаченко
        Уличное освещение в Москве появилось 284 года назад. 27 ноября 1730 года вышел указ Сената «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей».
        Стихотворение Александра Блока о мистической власти ночного города было посвящено Петербургу. В мерцании стеклянных фонарных призм поэту виделись миражи и призраки Северной Пальмиры, тревожащие сознание людей начала XX века:

... Узоры на стекле фонарном,
Мороз, оледенивший кровь,
Твоя холодная любовь –
Всё вспыхнет в сердце благодарном…

        А тогда на дворе был век XVIII. И государственные мужи приняли решение размещать первые стеклянные фонари именно в Москве, которая в те времена хоть и не была столицей, но пользовалась вниманием власти не меньшим, чем град Петров. 
        История гласит: до XVII века Москва с наступлением сумерек пустела. Обыватели не просто боялись выходить на улицу, блюстители городского порядка во избежание грабежей и убийств запрещали им высовывать из дома нос. Лишь царские дворцы и дома бояр освещались слюдяными фонарями со свечкой или промасленным фитилем. Во времена Бориса Годунова и Петра Великого фонари стали частью праздничной иллюминации наряду с фейерверками. В такие дни горожане должны были расставлять на улицах фонари, причем на свои средства.
        В начале XVIII века руководителем Московской губернии был сподвижник Петра I, участник Азовского похода и Северной войны, генерал-аншеф граф Григорий Чернышев. Именно ему пришла в голову мысль об освещении улиц Москвы. В ноябре 1730 года во время пребывания царского двора во главе с Анной Иоанновной в Москве, Сенатом был издан указ «О сделании для освещения в зимнее время в Москве стеклянных фонарей».
        Согласно указу, на сезон с 1 сентября по 1 мая, на 18 безлунных ночей в месяц предусматривалось освещение «на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе». Полицмейстерской канцелярии было предписано по большим улицам - в Кремле, Китай-городе, в Белом, Земляном и в Немецкой слободе поставить на столбах стеклянные фонари в расстоянии 10 саженей один от другого, по установленным образцам. Деньги на устройство должна была отпустить казна, но зажигать фонари и содержать их в исправности должны были сами жители.
        Для устройства нового освещения был дан короткий срок, а до установки фонарей владельцы домов по большим улицам обязаны были в указанные дни до полуночи выставлять в окнах по 2-4 зажженных свечи, в зависимости от величины окна.
        Через два года Чернышев донес Сенату, что по указу от 27 ноября 1730 года «фонари в Москве в назначенных местах поставлены». В 1776 году в Москве было установлено 600 фонарей, в 1780 году — 3500. В 1800 году общее число фонарей составило 6559; из них 4614 были укреплены на столбах, остальные прибиты к стенам домов. Фонари были масляными и освещали улицы восемь месяцев в году - с сентября по май.
        А еще через 80 лет в столице засияли первые электрические фонари. При помощи дуговых ламп в 1883 году в день Священного коронования Александра III была освещена площадь вокруг храма Христа Спасителя. После столь пышных празднеств многие москвичи стали подавать генерал-губернатору прошения об устройстве электрического освещения в своих домах. Но осветить скромные жилища они смогли только 30 лет спустя, когда была открыта первая центральная электростанция на Раушской набережной, работающая до сих пор. Поворотным в развитии уличного освещения стал 1975 год. На проспекте Карла Маркса (ныне Охотный ряд) и площади Дзержинского (Лубянке) было установлено 460 импортных консольных светильников с натриевыми лампами высокого давления. Их необычный оранжевый свет надолго стал визитной карточкой российской столицы.
Вот такие узоры украшают историю московского городского освещения.