Тюфли, родина Бычка

Сергей Бурлаченко
        2 августа 1916 года в Москве началось строительство предприятия, известного с 1956 года как  Завод имени Лихачева. Кроме грузовых и легковых автомобилей марки «ЗИЛ», завод выпускал автобусы, холодильники, велосипеды и кое-что для «оборонки».
        «Вчера в Тюфелевой роще, за Симоновым монастырем, прошла закладка первого в России автомобильного завода, строящегося товариществом автомобильного московского общества», - писала московская пресса 99 лет назад. В тех самых Тюфлях, которые упоминал в своих письмах Пушкин, где карамзинская бедная Лиза рвала ландыши, а жители Таганки и Замоскворечья проводили выходные, торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко» открыл новое для России дело.  Рябушинские закупили в Италии у фирмы ФИАТ комплекты автомобилей «Ф-15», и к 1919 году АМО собрало 1319  грузовиков. Однако, национализация недостроенного завода зафиксировала экспроприацию собственности акционеров АМО. Предприятие превратилось в крупные мастерские, где ремонтировались автомобили и другая техника.
        Первый полуторатонный грузовик АМО-Ф-15 был изготовлен только 1 ноября 1924 года, а 7 ноября десять машин приняли участие в параде на Красной Площади. Эта дата стала днем рождения советского автомобилестроения. В 1925 году завод АМО был переименован в 1-й Государственный автомобильный завод, а в 1927 году его возглавил Иван.Алексеевич.Лихачев, с именем которого связано интенсивное развитие предприятия. 1 октября 1931 года после реконструкции первенцу автостроения  присвоили имя Сталина (ЗИС), а еще через три недели с первого отечественного сборочного конвейера сошли первые 27 грузовиков АМО-3.
Наступление немецких войск на Москву осенью 1941 года вынудило эвакуировать значительное количество людей и оборудования в Ульяновск, Миасс, Челябинск и Шадринск. В октябре 1941 года завод был подготовлен к уничтожению и не работал. Однако после успешного подмосковного наступления Красной Армии зимой 1941-1942 годов ЗИС понемногу набирал обороты и с июня 1942 года с конвейера стали сходить военные грузовики ЗИС-5В, полугусеничные тягачи ЗИС-22, ЗИС-42, выпускалось вооружение для фронта (минометы, автоматы, мины, снаряды и прочее). Эвакуированные люди и оборудование стали основой заводов: Ульяновского, Уральского (Миасского) автомобильных, Челябинского кузнечно-прессового и Шадринского автоагрегатного.
        В 1956 году умер И. А. Лихачев и заводу присвоили его имя. В конце того же года были собраны два первых опытных образца грузовых автомобилей второго послевоенного поколения - ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131.  В 1964 году началось массовое производство ЗИЛ-130, и грузовик с синей кабиной и белой решеткой радиатора стал одной из самых популярных отечественных марок. В 1974 году на главном конвейере был собран миллионный ЗИЛ-130, а через 20 лет выпуск этой машины был закончен. Тогда же началось мелкосерийное производство новых автомобилей семейства ЗИЛ-5301, получивших немного фамильярное, но в целом уважительное название «бычков». К концу XX века АМО ЗИЛ выпускал автомобили более чем в 120 вариантах и предлагал их с кузовами и надстройками, которые производили 100 предприятий России и стран СНГ, а комплектующие для них изготовляли 800 заводов и мастерских. В 1998-2000 годах ЗИЛ выпускал по 20-22 тыс. грузовиков в год – немало, но все-таки в 10 раз меньше своих потенциальных возможностей. Экономические и финансовые бури серьезно потрепали некогда мощный и передовой автогигант.               
        Хотя общая статистика внушительная. С момента начала своей деятельности в 1924 году ЗИЛ  произвел грузовых автомобилей 7 769 902, автобусов 38 988 и легковых автомобилей высшего класса 11 515 штук. И т.д. и т.п. Остается надеяться, что это цифры этапные, но не итоговые.