Девяностый

Сергей Бурлаченко
        8 августа 1924 года на московские улицы выехали первые автобусы. 90 лет назад столичные пешеходы стали пассажирами, а езда с ветерком – заурядным делом. 
        Вообще, автобус в Москве мог появиться намного раньше. В конце 1884 года американский предприниматель В.С.Смит обратился в городскую думу с предложением открыть по московским улицам движение 25 городских автобусов по 10 линиям. Но этот проект реализован не был из-за отсутствия соответствующих постановлений думы о движении таких экипажей. В 1897-98 годах ввести в Москве движение омнибусов (на 16 мест) по двум маршрутам (от Лубянской площади и Каланчевской площади) предлагали нижегородский купец Перлин и инженер Фаллиз. Последний в конце 1898 года также предлагал использовать на ряде линий автомобильные омнибусы, которые к тому времени появились во многих европейских столицах. Городская полиция отклонила этот проект, сославшись на узость московских улиц для таких широких и громоздких экипажей. В 1899 году владелец омнибусов в Петербурге П. Кузьминский получил разрешение на открытие движения конных омнибусов в Москве по 8 линиям, но, так как он хотел заменить конную тягу на механическую, этот проект реализовать не удалось.
        Первая пробная линия «автомобильных линеек» на 8 и 12 мест была открыта между заставой у Марьиной Рощи и Останкиным 30 июля 1907 года. Через год, в июне-июле 1908 года, открылись частные автобусные линии в пригородные местности (Семеновская застава - Измайловский зверинец, Петровский парк - Покровское-Глебово). В конце июля 1908 года Управление городских железных дорог приобрело самодвижущийся омнибус, который курсировал в течение первых трех недель августа от Театральной площади до Болотной площади и Серпуховских ворот, но из-за плохих московских мостовых быстро вышел из строя. За это время он перевез 22,6 тыс. пассажиров. Это была первая попытка организации городского автобусного движения. Во второй половине этого года частными лицами было сделано много предложений об открытии ряда автобусных линий, но городская управа отклонила их, чтобы не создавать конкуренцию трамваю. В 1913 году в городскую думу поступило предложение об открытии автобусного сообщения по городским улицам. К этому времени по городу курсировали 7 частных автобусов, которые обслуживали постояльцев гостиниц, прибывавших на вокзалы.
        В 1924 году Московское коммунальное хозяйство организовало пробное движение нескольких импортных автобусов, а также самодельных, переделанных из грузовиков, по дачной линии Пресненская застава – Серебряный Бор.
        Эксплуатация линии дала хорошие результаты, и 8 августа 1924 года была открыта первая регулярная внутригородская автобусная линия от Каланчевской площади через центр до Тверской заставы. Для этой линии в Англии были закуплены восемь 28-местных автобусов «Лейланд». Они были поставлены во временный гараж на углу Большой Дмитровки и Георгиевского переулка.
Потом были первые советские автобусы ЗИС, война и последующее восстановление московского городского хозяйства. В 1951 году были открыты маршруты в Измайлово, Октябрьское Поле, на Бутырский Хутор и до Новопесчаной улицы. К 1960 году число городских маршрутов возросло до 88 (пригородных стало 66). Автобус пришел в Тушино, Перово, Зюзино, Новые Черемушки, Люблино, Хорошево-Мневники, Свиблово, Фили-Мазилово, на Юго-Запад.
        Сейчас в Москве более 600 маршрутов, по которым ездят 4423 автобуса. Длина трасс около 6 тысяч километров. Так что можно сказать, что к 90-у году своей трудовой деятельности автобус добрался от Москвы «до самых до окраин».