Поедем на таксо? Красота!

Сергей Бурлаченко
        21 июня 1925 года на улицах Москвы появились первые таксомоторы. «Железный конь» пришел-таки на смену крестьянской лошадке. 
        Созданная в 1899 году Думская комиссия должна была разработать и установить таксу за проезд на извозчике по городу Москве. В связи с этим парламентарии заинтересовались таксометром, который изобрел инженер А.Г. Кацкой. Таксометры устанавливались на экипажи, запряженные лошадьми и занимавшиеся извозом. Но автомобилисты не дремали. Газета «Голос Москвы» в 1907 году сообщила, что в столице появился новый извозчик на автомобиле: «Какой-то шофер привесил к своему небольшому «Ольдс-мобилю» плакат «Извозчик. Такса по соглашению». Плакат призывал желающих добраться до определенного места с повышенным уровнем комфорта. Этот пример послужил развитию таксомоторных служб города. В течение десяти лет появилось огромное количество машин, которые развозили пассажиров за плату. Но сразу после революции 1917 года эта частная услуга была отменена, как пережиток проклятого прошлого и средство личного обогащения.
        Развитие государственного сектора таксомоторов началось несколькими годами позже, в декабре 1924 года, когда Моссовет решил создать парк советского такси. Был установлен план закупки 200 автомобилей от производителей Fiat и Renault. И вот 90 лет назад первые 15 автомобилей с разрешения Моссовета выехали на улицы города. Гараж на 60 машин такси разместили в Орликовом переулке. Такса за проезд была стабильная: 1 верста стоила 50 копеек, а час езды обходился в четыре с половиной рубля. Данные услуги были по карману лишь богатым людям, и такси считалось среди москвичей шиком и дорогим удовольствием. Монополия государства имела очень серьезные недостатки, главным из которых являлась практически полная бесконтрольность работы такси. Отсюда – постоянные нарушения правил эксплуатации таксомоторного транспорта. Но высокие темпы развития технологий и их прибыльность заставляли правительство Москвы стремиться к устранению этих недостатков. В 1928 году в Москве открылась первая автозаправочная станция. Это дало возможность водителям такси заправляться прямо на улице во время выполнения заказа, что, естественно, в условиях большого дефицита такси было большим подспорьем. В 1934 году были выпущены легковые автомобили отечественного производства, что позволило заметно расширить таксомоторный парк. Начиная с 1934 года, такси стало доступно не только обеспеченным жителям, но и среднему классу. Основную массу машин в послевоенное время составляли «Победы» (ГАЗ-М20), а в 1948 году на них были поставлены зеленый огонек и шахматная полоска, что сигнализировало о том, что такси не занято. Когда появилась 21-я модель «Волги», такси начали окрашивать в красно-белый цвет, а ГАЗ-24-02 и ГАЗ-24 были седанами светло-зеленого цвета с оранжевыми гребешками на крыше, но вскоре и они были вытеснены новыми моделями ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102. К 1971 году в Москве ездило около 14200 легковых такси.   Они приносили огромную прибыль, и автомобили окупались в течение первого же года службы. В середине 1980-х в столице курсировало уже около 20 тысяч такси, которые принадлежали 21 автопарку. После распада Советского Союза большую роль по перевозке пассажиров взяли на себя индивидуальные «частники», но в середине 1990-х таксопарки стали возрождаться.
        Что сейчас творится на рынке таксоуслуг – тема для большого авантюрного романа. Или жесткого «мужского» сериала. То есть такси объективно развивается вместе с нами, перенимая наши недостатки и впитывая наши достижения. Находится в движении  sub speciae aeternitatis - с точки зрения вечности, как говорили древние пассажиры.