Берлин, август 1914г

Маргарита Школьниксон-Смишко
C 29.07 по 30.7.1914 г. Роза находилась в Брюсселе на заседании Интернационального социалистического бюро, которое собралось из-за критической интернациональной ситуации и грозящей войны. 1.08.1914г. Кайзер Вильгельм II объявил России войну и всеобщую мобилизацию.

1.08. 1914 г.Роза отправляет Косте телеграмму:

„Сердечный привет. Глубоко потрясена. Только что вернулась. Письмо следует.
                Роза»

А вот и обещанное письмо:
«                2.08.1914
Ниуниуш, оба письма получила. Так бы хотела быть у тебя, у вас, поговорить с тобой обо всё и посоветоваться. Но как мне уехать, когда здесь ещё нужно попытаться сделать всё, что в человеческих силах. Здесь я должна оставаться до тех пор, пока это станет невозможным. Я к вам приеду, когда нечего будет жевать, а этого недолго ждать. В настоящий момент я прежде всего ищу, что как-нибуть возможно предотвратить.
Сегодня вечером были Ханнес (Дифенбах) и Максим (Цеткин), чтобы попрощаться. За Ханнеса мне было очень больно; он как-будто уходил на казнь, навсегда распрощался и ужасно выглядел. Он прошляпил внести себя в список как врач и призван в казарму в качестве вицевахмистера ! У Максима ещё нет повестки. Куртхен (Розенфельд) уходит в среду пол-четвёртого утром. На улицах здесь видно только спешащих призовников с чемоданчиками и стоящие до поздней ночи толпы женщин с детьми. Внезапно весь свет превратился в сумашедший дом.
О твоём желании «выйти из партии» я посмеялась. Ты, большой ребёнок, может быть и из человечества хочешь «выйти»? При исторических событиях такого масштаба нет места  чувству недовольства, остаются лишь хладнокровный расчёт и решительные действия. Через пару месяцев, когда наступит голод, постепенно настрой изменится. Оставайся полным сил и не горюй, как я.
                Н.»

8.08.1914 от Ханнеса Дифенбаха пришла первая открытка. Роза ответила:

«Д.Х.
Мы все трое очень обрадовались открытке и с нетерпением ожидаем следущих известий. Что ВЫ сразу же почувствуете себя, как герой в седле, я же знала. Макс позавчера совершенно неожиданно отбыл в Шпандау. Город всё больше пустеет, скоро можно будет встретить лишь стариков, детей и прекрасную половину. Оставайтесь бодрым, полным сил и часто пишите!
Сердечные приветы от Гертруд (Злотко), Мими, Лео и от меня.
                Р.»

27.08.1914 Роза пишет Кларе Цеткин:

«Дорогая Клара!
Только что получила твоё письмо. Что касается предложения* Хуго (Хаазе), я совершенно с тобой согласна, с этим недопустимо согласиться. Это, конечно, идея Карла(Каутского), на него похоже. Когда я приеду, в настоящий момент не могу сказать, поезда всё ещё ходят без расписания...И Франц (Меринг) не хотел бы, чтобы я уехала.
Обнимаю тебя и сердечно приветствую мужчин.
                Твоя РЛ»

*все внутренне-партийные разногласия на время войны прекратить