Вырубим шовинистические берёзки!

Ларик 2
Казалось бы, чему удивляться? Всё происходит в абсолютно предсказуемой последовательности и как-то иначе просто и не могло происходить. Но всё равно, запрет показа фильмов «Белая гвардия» и «Поддубный» на территории бывшей Украины заставляет мозг нормального человека взрываться возмущением, потому как нормальный человек не в состоянии привыкнуть и равнодушно созерцать творимый нацистами, вполне ожидаемый и логичный для них беспредел.

Андреевский спуск в Киеве – это для меня любимое место, не смотря на то, что за последние 20 лет его до неузнаваемости испохабили. На сегодняшний день он чем-то напоминает Арбат первой половины 90-х, когда на этот культовый московский пятак слеталась вся рвань столицы и её гостей, от зарождающегося «креативного класса», состоящего из злобствующих интеллигентов, до конченых наркоманов и откровенных постперестроечных фриков, продолжавших по инерции горлопанить по любому поводу.

 Между «домом Турбиных» (Андреевский спуск, 13) и домом №15, получившим в народе название «Замок Ричард - Львиное Сердце», расположено кафе, некогда называвшееся «Под липой», а сегодня зачем - то переименованное в «Свитлыцю». Хотя, я понимаю, что, скорее всего, прежнее - как по мне, так очень красивое название, показалось очередному национально озабоченному идиоту «недопустимо русским». Потому и придумали национально - патентованное погоняло «Свитлыця». Если кто-то сочтёт такое допущение плодом моего больного воображения, советую посетить супермаркет в Вышгороде, что под Киевом и прикупить упаковочку замороженных блинов с мясом собственного (супермаркета) изготовления, именуемых сейчас ( сидите смирно!) «бандерики з мьясом заморожени». Нет места в неньке шовинистическим блинам! Только «бандерики»! Только хардкор!

Ещё в советские времена, в конце 70-х, это кафе привлекало меня своим естественным, совершенно непоказным аскетизмом. Обыкновенные деревянные столы и лавки, вместо скатерти - льняной рушник, никакой музыки, всегда в наличии «Украинская с перцем», в те времена не задерживающаяся на прилавках, и простая закуска: бутеры с ветчиной и салом, солёные огурцы и капуста.

 Сейчас, после небольшой реконструкции, стиль его не сильно изменился, но этот минимализм стал каким-то нарочито - лубочным. Но зато между кафе и «Домом Турбиных» появился памятник Булгакову в маленьком дворике. И есть в этом кафе один столик у окна, где ты видишь задумчивого сидящего Михаила Афанасьевича буквально в 8-10 метрах от себя. По всей Андрейке понавтыкали массу всяких фешенебельных и безликих современных точек общепита, но как-бы с претензией на свой неповторимый стиль, и, в основном, масса состоятельного креативного жлобья тусуется именно там, поэтому здесь всегда малолюдно, и зачастую этот столик у окошка бывает свободным. Для своих гостей я всегда включал в культурную программу разгрызание одной-двух бутылочек водочки именно за этим столиком.

Выше кафе, в сторону Андреевской церкви, на ступеньках которой Голохвастов едва не осупружил несчастную Проню Прокоповну, стоит так до конца и не доделанный «Замок Ричарда». Я еще помню его обыкновенным обшарпаным жилым домом.  Входя в подъезд с улицы, ты попадал в какой – то полузагробный мир густой темноты со скрипучей, полусгнившей деревянной лестницей, поднявшись по которой на третий этаж можно было выйти на довольно просторную смотровую площадку с другой стороны дома. Такое было возможно потому, что сам дом был удачно вписан в косогор, и на этой площадке наблюдалась довольно оживлённая суета.

Постоянно присутствовавшие 2 - 3 небольших компании мирно распивали спиртные напитки в зарослях кустов, обрамляющих полуразвалившийся полуметровый парапет, сложенный из трухлявых кирпичей. С площадки открывался неповторимый вид на Днепр и левый берег. Мало того, что милиция никогда не беспокоила нарушителей общественного порядка в этом райском месте, но ещё и тётя Бася, старая еврейка – жительница этого дома неизменно предлагала гранёный стакан и пару солёных огурчиков в обмен на обязательство бережно сложить пустые бутылки из под водки и пива под парапетом.

 Частенько и наша компания проделывала не близкий путь с Борщаговки только ради того, чтобы вкусить атмосферу умиротворённости и неслыханного для тех времён сервиса в исполнении тёти Баси. Кстати говоря, ни я, ни мои кореша на тот момент, еще ни коим образом не прикасались к литературному наследию Булгакова, а многие из моей тогдашней компании и до сих пор, вполне возможно, его не читали. Лично я с ним познакомился, случайно прочитав рассказ «Роковые яйца» в литературном альманахе «Литературная Киргизия» (бывает и такой извилистый путь к сокровищам классики), но точно помню, что это было уже после того, как жильцы этого дома были отселены, а вход в подъезд был забит деревянными щитами.

Существует красивая легенда о том, что название дома «Ричард – Львиное сердце» пошло в народ с лёгкой руки Виктора Некрасова, и даже всезнающая Педивикия уже как – бы закрепила этот факт на своих страницах.

Ни черта подобного! Дом этот назван так по имени конкретного старика – поляка, прожившего там почти всю жизнь и отселённого куда – то на окраины Киева вместе с остальными. Звали его Ричард, но ни какое он не «Львиное сердце», хотя и очень колоритный старик. Я его неоднократно видел сидящим на парапете и  грустно смотрящим на Днепр, но ни разу с ним не общался. А узнал я о нём из телевизионного фильма, показанного примерно в конце 80-х годов по киевскому телевидению, в котором как раз и исследовался вопрос о происхождении этого названия дома. Старик до самой смерти приезжал в свой полуразвалившийся дом и так же грустно сидел на парапете, глядя на так много повидавший Днепр.

Хотя, возможно, Виктор Некрасов был знаком с этим стариком и шутя называл его Ричард – Львиное сердце. Но в вики этого не сказано, а лишь сообщается, что вот, мол, Виктор Некрасов придумал и всё. Ну вот, посмотрел как – то утром с будуна на дом и произнёс: «Ричард – Львиное сердце»! Просто от балды! По вики примерно так всё и было, наверное.
 
И я нисколько не удивлюсь, если лет через пять, после того как окончательно рехнувшиеся укропатриоты, отпилив голову Булгакову и прикрутив на её место череп Бандеры, не напишут на этом всеобъемлющем и всезнающем ресурсе статью о том, что Бандера на этом историческом месте стоял испокон веков.
Я уже ни чему не удивляюсь, у меня только один вопрос: какие высоты способен покорить гопак головного мозга?