От перемены мест не меняется

Сергей Бурлаченко
        В ночь на 15 августа 1950 года памятник Пушкину в Москве был перенесен с Тверского бульвара на Пушкинскую (бывшую Страстную) площадь. В реконструкции, больше походившей на идеологический перфоманс,  была поставлена жирная точка.
        Неувязки с увековечиванием памяти великого русского поэта начались еще в XIX веке. Император Николай I Александра Сергеевича откровенно недолюбливал и называл его легкомысленным и порочным. Ни о каких памятниках тогда и речи быть не могло. При Александре II «потеплело». В 1860 году директор Царскосельского лицея Миллер выступил с инициативой создания монумента великому выпускнику. Поставить его предполагалось сначала в Царском Селе, потом в Петербурге, но дело кончилось Москвой, где поэт родился. Александр II идею одобрил. Был создан комитет во главе с академиком Гротом. Объявили подписку, потом  обратились в газеты – и к 1870 году собрали около ста тысяч рублей. Конкурс на лучший проект был объявлен, но сама выставка проектов состоялась только три года спустя. Представленные 15 моделей вызвали дружное неодобрение публики и критики. Архитектор В. Стасов писал издевательски: «Забелло хорош, Антокольский тоже, но Опекушин превзошел всех и вся. Боюсь говорить: неприлично выражусь!»
        Александр Опекушин, несмотря на свою талантливость, был скульптором все-таки помпезным. В первом варианте его работы Пушкин  спускался к публике по скале, уставленной, подпертой и увитой его персонажами — в диапазоне от Онегина до русалки, сидящей на ветвях. Эскиз производил и в самом деле забавное впечатление. Что, собственно, Стасов и подметил. К чести комиссии, она сумела оценить саму фигуру Пушкина — важного, печального и задумчивого, хотя в большинстве прочих моделей он был представлен вдохновенно читающим стихи либо простирающим руку к потомкам. 
        А. Опекушин и архитектор В. Петров закончили памятник к весне 1880 года. Скульптор планировал  установить Пушкина так, как он стоит теперь — лицом к Тверскому бульвару.  Но тогда получилось бы, что поэт повернулся спиной к Страстному монастырю, что было не вполне прилично. Поэтому Пушкина поставили на площади, которая в честь монастыря и называлась Страстной, лицом к монастырю – только на той стороне, где сегодня стоит «Макдоналдс». Открытие памятника состоялось в день рождения поэта, 6 июня 1880 года. После того, как отслужили панихиду по рабу Божьему Александру в соборе Страстного монастыря, зачитали акт о передаче памятника в собственность Москвы. В двадцать минут первого с 11-метрового памятника упало покрывало. Толпа ликовала. Речь, прочитанная Достоевским в Колонном зале Благородного собрания, вошла в анналы пушкиноведения.
        После 1917 года суета вокруг памятника возобновилась. Новой власти был нужен свой Пушкин. Сначала на постаменте: были сбиты строчки из «Памятника» в подцензурной редакции Василия Жуковского и восстановлен исконный пушкинский вариант. Прежде надпись читалась: «И долго буду тем народу я любезен, что звуки новые для песен я обрел, что прелестью живых стихов я был полезен и милосердие воспел». Сейчас каждый может прочесть классические строки Александра Сергеевича. Потом в 1937 году Страстной монастырь снесли, а площадь переименовали в Пушкинскую, что оправдали реконструкцией к 100-летию гибели поэта. Но сам монумент еще 13 лет не трогали. Наконец в 1950 году Пушкина перенесли на другую сторону Тверской улицы и развернули на 180 градусов. Некоторые москвичи негодовали, другие восхищались. Но то, что гения в результате всех этих перемен меньше не стало – это точно.