Страна Улыбающихся Пластиковых Роботов

Михаил Пастушков
Далеко за морями, горами и полями есть страна, где живут пластиковые роботы. Она внешне ничем не отличается от любой другой страны, а если и отличается, то только в лучшую сторону: ровные дороги, чистые ухоженные газоны, окна и крыши домов разнообразных форм, небо надо головой с обычными облаками и солнцем.

Страна населена пластиковыми роботами, которые очень напоминают людей, и с первого взгляда  трудно заметить разницу. Роботы очень вежливы и при встрече обычно расплываются в приятной пластиковой улыбке – это одно из небольших, но важных правил протокола общения. Тут все хорошо, нет – даже отлично! Хорошо было когда-то давно. А будет еще лучше!!!

Голова каждого робота – мощный суперкомпьютер, а в нем - умная программа, контролирующая движения, поступки, действия и планы. Программа постоянно развивается и пополняет свою память новыми и новыми правилами. Роботы давно научились обмениваться информацией друг с другом и назвали это общением.

Программа состоит из пополняемого набора правил. Самое главное и начальное из всех правил: “есть правила и их надо соблюдать”. Второе по значимости - “нельзя сомневаться в правильности правил”. Правила по самой своей сути уже правильные. Есть длинный свод разных других правил, обрабатываемых суперкомпьютерами каждую секунду, час, день и год.

Расплываться в пластиковой улыбке на 2-3 секунды при встрече – это всего лишь одно из правил, относительно мелких, но полезных. Потом полагается спросить “все ли отлично?” (предыдущая версия это правила была “все ли хорошо?”) на что требуется ответить взаимной 2-3 секундной улыбкой и ответом “да, все отлично!” Поскольку правило простое к исполнению, оно не требует больших вычислений суперкомпьютера, который может на эти 2-3 секунды продолжать заниматься более важными и длительными логическими задачами.

Абсолютность правил была установлена давным - давно. Роботы-родители обязаны терпеливо и настойчиво передать эту часть своей программы роботам-детям. У последних бывают попытки отклонения от правил в основном потому, что новая программа еще не набрала достаточно информации и не усвоила самого главного из правил. Их суперкомпьютер еще способен на собственное мышление, инициативу и поиск за пределами установленного. На начальных этапах это допустимо – в конструкции суперкомпьютера есть непредсказуемое и случайное. Постепенно оно ограничивается и уступает жесткой логике.

--

Давным - давно роботы придумали Универсальную Энергию. Она нужна всем, везде и всегда. Ее можно обменять на что угодно – на еду и питье, одежду, стены и крышу над головой, машину или самолет, развлечения и путешествия в другие края, многое и многое - почти все на свете. Энергетическая ценность – главный и часто единственный признак любого предмета, действия и желания роботов.

Энергию можно использовать как средство подчинения и управления другими, выдавая ее по частям взамен на предметы и действия. Ее можно обменивать и давать взаймы, равно как и приумножать и получать, ничего не делая. Как любую энергию ее сложно хранить и запасать на будущее.

Принятие решений - это почти всегда выбор между наибольшим получением и наименьшими затратами Универсальной Энергии. Одно из важных правил – получить как можно больше Энергии в единицу времени. Это не только дает доступ к сегодняшним благам, но и повышает престиж в программе управления действиями. Роботы с высоким запасом Энергии заметны издалека.

Они, как правило, живут в коробках большего размера, украшают себя высокоэнергетическими мелочами типа часов и браслетов, летают на красивых самолетах и ездят на блестящих коробках с колесами и уровнем Энергии недоступным для остального большинства. Они улыбаются дольше других. Среднее время случайной улыбки таких высокоэнергетических роботов - около 5 секунд, но может и продолжаться часами. Говорят, что с высоким уровнем Энергии можно постоянно находиться в состоянии улыбки, испытывая непрекращающиеся довольство и комфорт.

Для распределения Энергии всем есть Пирамида Подчинения. Группы роботов выстраиваются в стройные линейки рано утром каждый день чтобы занять свое отведенное место в Пирамиде. Каждый, кто имеет место, получает свою долю из большой энергетической кормушки. Верхние уровни Пирамиды решают - сколько Энергии отдавать нижним; меньше отдадут – больше получат сами. У них есть свои верхние, а у нижних есть свои нижние. Совершенно логично что все хотят двигаться вверх и никто не хочет вниз.

Однако, количество ячеек в верхних слоях Пирамиды ограничено – и чем выше, тем их меньше. К тому же, есть шанс вообще вылететь из Пирамиды (чем выше ячейка, тем больше шанс), и тогда придется начинать все сначала – возможно, с самого низа. В то время как положение каждого в Пирамиде – вещь очевидная для других, а для средних и верхних слоев еще и предмет гордости. В то же время говорить и обсуждать личные энергетические уровни крайне неприлично. однако, скрывать энергию от самых верхних слоёв пирамиды категорически запрещено отдельным и специальным сводом правил.

Через Пирамиду Подчинения роботы производят реальную энергию, пластиковую еду и все остальное, необходимое для существования страны. Далеко не все уровни и ячейки пирамиды заняты именно этим. Страна уже давно имеет достаточно ресурсов на много лет вперед. Но простаивать суперкомпьютерам нельзя. Еще хуже, когда они начинают свободно вырабатывать неизвестные ранее и порой даже случайные последовательности, похожие на интеллект. Бывали случаи, что такие последовательности приводили к сомнению в правильности правил и необходимости их существования (и даже самого основного из них - “есть правила”). К счастью, случаев было мало и они быстро изолировались. Очень скоро стало понятно, что суперкомпьютеры роботов надо постоянно чем-то занимать.

На участие в Пирамиде уходит большая часть времени и ресурсов суперкомпьютера. Направлено ли оно на создание реально необходимого - далеко не важно. Главное создать иллюзию, что направлено, а еще важнее выдавать Универсальную Энергию и позволять продвигаться наверх. К сожалению, этого бывает недостаточно. Проводя в Пирамиде восемь часов в день, роботы располагают как минимум еще восемью часами возможного случайного мышления. А вот как раз на это есть Индустрия Отвлечения – зрелища, состязания, мотоциклы, самолеты, картинки на экране, коробки с громкими организованными звуками внутри, изысканные пластиковые блюда и замысловатые способы их приготовления. На все просто не хватит оставшегося времени и запасов Универсальной Энергии. А Индустрия придумывает все новые и новые способы отвлечения суперкомпьютеров.

Устраиваются и показываются всем состязания одних роботов с другими. Устанавливаются очень простые и доступные правила, либо понятные сразу во время просмотра,  либо быстро объясняемые. При этом нет никакой другой цели, кроме отвлечения программы суперкомпьютеров масс от случайных и непредсказуемых последовательностей, когда-то именующихся собственным мышлением. Жесткого правила смотреть состязания нет, но для успешного взаимодействия в среде это практически необходимо и неизбежно. Это некий унифицирующий и объединяющий фактор, косвенно связанный с успешным продвижением в Пирамиде. Эффективность отвлечения бывает близкой к полной, когда суперкомпьютер ничем другим не занимается, исключая любые посторонние мысли и программы.

--

Роботы бывают двух типов: M и F. Программа суперкомпьютера у каждого типа очень похожа, но есть и отличия. Механизмы роботов со временем изнашиваются, а то и совсем ломаются. Потому надо пополнять население страны новыми существами. А как раз для этого и нужны типы M и F: только вместе они могут создавать новых роботов и передавать им свои умные программы.

После первой пары десятков лет начинается поиск подходящих партнеров. М-роботы ищут F, и наоборот. Иногда поиски длятся годами, а иногда идут очень быстро. В общем-то для любых M подходят практически любые F       (и наоборот), но одно из прочно установленных правил – выбор делается один раз. Включается программа “поиск”, занимая достаточно много ресурсов суперкомпьютера, и при успешном завершении регистрируется состояние “найдена пара”.

Чтобы не запускать эту программу повторно, как раз и есть правило: находить один раз и навсегда, то есть либо до естественного окончания жизненного цикла, ну, или до преждевременной поломки организма. Правило еще недостаточно совершенно и иногда не работает, как надо. Бывают случаи, что программа “поиск” запускается повторно и входит в конфликт с правилом. Есть широкий свод других связанных правил, регулирующих и разрешающих конфликты.

Во время работы программы “поиск” роботы становятся стройнее чем обычно, украшают себя различными яркими, но порой, совершенно непрактичными одеждами (по большей части тип F), показывают силу и возможности занять высокую ячейку в Пирамиде (по большей части тип M). Кандидаты с высоким уровнем Универсальной Энергии, в том числе накопленной родителями, имеют гораздо больший выбор. Однако, и их программа “поиск” пытается найти кандидатов с еще большим уровнем энергии, ну или хотя бы не меньшим. Это примерно как и в энергетической пирамиде, хотя бывают исключения – это допустимо и нет жесткого правила соответствия энергетических уровней M и F типов.

К моменту старта программы “поиск” вокруг роботов создается искусственная среда из организованных звуков со словами и без, разнообразных картин на стенах и на плоских экранах, движущихся изображений и разговоров других роботов. Формы могут быть самыми разнообразными, но основная суть остается одна – подготовить к успешной работе программы. Среда остается и потом, но уже более как форма отвлечения внимания (развлечения), работая в основном по инерции и манипулируя памятью роботов о времени работы программы “поиск”.

С течением времени искусственная среда становится все более логичной и простой. Так, например, последовательность звуков укладывается в 512 возможных вариантов, каждый из которых строится на 3-4 заранее известных комбинациях из 3 звуков разной частоты. Звуки просто воспринимаются роботами, не требуя предварительной подготовки или большой вычислительной работы. Они моментально узнаются с первых секунд воспроизведения, а продолжение легко предполагается. Говорят, что можно сократить количество вариантов до 256 или даже 128 без ущерба для общего эффекта.

Для совместного проживания М и F роботы должны решить три главных вопроса: сколько и когда иметь детей, как удовлетворять личные потребности друг друга и как быть с универсальной энергией (настоящей и полученной в будущем). Если “большие три” вопроса решены, несмотря на другие разногласия среднего и мелкого масштаба, можно переходить в состояние “найдена пара”.

Как только зарегистрировано состояние “найдена пара”, все или почти все атрибуты программы “поиск” уже не нужны. Привлекательность не требуется. Очень часто формы тел растут вширь и иногда напоминают шары среднего роста, катающиеся по поверхности. Главным приоритетом становится совместное накопление энергии (больше – лучше) и продвижение вверх в Пирамиде подчинения. Если робота спросить “кто он”, то ответ неминуемо будет про его ячейку в Пирамиде и ее уровень высоты. Про энергетические уровни говорить неприлично, но это не больше чем иллюзия – уровень высоты ячейки напрямую связан с уровнем универсальной энергии. Так роботы ищут свое ближайшее окружение – энергетические уровни должны совпадать или по крайней мере быть близкими.

При достаточном уровне совместной энергии можно обзавестись совместной коробкой, украсить ее боковые стороны изнутри и снаружи. Коробка – прямой показатель энергии, а потому - предмет гордости и достоинства пары. Не говоря про саму энергию, а просто показывая коробку, можно очень быстро дать понять - кто есть кто.

В коробке можно заводить детей, постепенно передавать им свою программу и учить правилам, чтобы в будущем они сумели быстро и высоко продвинуться в Пирамиде, получить достаточно универсальной энергии, найти пару, построить коробку и завести детей, передав им … ну и так далее. Сам факт существования роботов уже говорит о том, что такой цикл работает и успешно. Совершенная программа суперкомпьютера равно как и правила ею вычисляемые абсолютно необходимы.

--

Роботы придумали Абсолютную Мудрость. Она изначально была нужна для объяснения необъяснимого, противодействия программе "страх", взаимодействия между отдельными роботами внутри группы,  эффективной борьбы одной группы роботов с другой в конкуренции за ресурсы а также для устойчивой работы программы "поиск".

В последствии  Абсолютная Мудрость оказалась очень удобным средством построения, поддержания в порядке и управления энергетической Пирамидой. К Мудрости можно обращаться за советом и объяснениями всего и вся. Правильно интерпретируя Мудрость, робот может объяснить что угодно, оправдать любые свои действия и мотивацию поступков. Объяснить же саму Мудрость нельзя по определению - это часть Мудрости. Ее абсолютность передается из программы родителей детям в первые десять лет и потом не может быть изменена. Правильно переданная абсолютность исключает любые попытки объяснения Мудрости, приводя их обратно в начальное правило абсолютности. Это некий цикл в программе суперкомпьютера, безвредный равно как и бесполезный, но не требующий больших ресурсов.

Память роботов еще не до конца совершенна и потому требует обновления Абсолютной  Мудрости время от времени. Этому служат разнообразные символы, напоминающие о существовании Мудрости, ее абсолютности в далекие времена, когда  Мудрость только придумывалась. Для этого роботы собираются раз в неделю в больших коробках красиво украшенных такими символами. Там избранные служители Мудрости помогают вспомнить забытые правила, объяснить непонятное и подсказать в трудных ситуациях.

Служители любят говорить, что они не связаны напрямую с Пирамидой, и что служение Мудрости не имеет никакого отношения к Универсальной Энергии. Однако, без Энергии им нельзя. А потому обслуживание остальных роботов забирает у них часть Энергии, обычно около одной десятой части, передавая ее служителям. Это одно из древних правил Мудрости.

--

Обязательные правила контролируются специальной группой роботов, управляемых верхушкой Пирамиды. При возникновении разногласий в чтении и понимании обязательных правил работает другая похожая группа, служащая одному генеральному правилу, из которого следуют все другие. Такие занимают достаточно высокое положение в Пирамиде и обладают большой энергетической силой. Само генеральное правило, равно как и все остальные, придуманы давно, но пополняются с каждым годом. Они изначально верны сами по себе, и не подлежать обсуждению.

Не следование таким обязательным жестким правилам может привести к изоляции нарушителей в специально отведенные коробки без права выхода. Повторение нарушений показывает фундаментальное непонимание правил. Такое может быть либо из-за сбоев в программе суперкомпьютера, либо неправильной (не соответствующей правилам) комбинации накопленных данных. В первом случае роботы подлежат изоляции и ремонту, долгому и часто безрезультатному. Во всех других случаях роботы уничтожаются.

Наряду с обязательными есть личные правила (также называемые “ценностями”), которые контролируются самим роботами. Набор ценностей закладывается роботами-родителями и постоянно пополняется позже. Самые главные ценности вкладываются в программу в течение первых лет и потом не меняются.

Поскольку интеллект взрослых роботов полностью подменен правилами, они в принципе не могут ошибаться. Само понятие ошибки им чуждо и непонятно, разве что найти противоречие в одном или другом правиле, тут же его поправив с помощью нового правила и распространить на всех остальных. В любых ситуациях есть одно единственно правильное (соответствующее правилам) решение, вся работа суперкомпьютера направлена лишь на его исполнение.

--

Поскольку ни страна роботов, ни сами они внешне не отличаются от людей, может показаться, что это и есть самые обычные люди. Однако, это не более чем иллюзия и обман зрения – цикл правил, каким бы обширным он ни был, замыкает мышление роботов в круг. Они не знают, что они есть.