Нестареющий Манеж

Сергей Бурлаченко
       Здание Московского Манежа было открыто 12 декабря 1817 года. На площади перед Кремлем появился архитектурный шедевр, о котором мы, к сожалению, имеем теперь самое отдаленное представление. 
       Тот уникальный Манеж поглотил пожар 2004 года. Любопытный факт: история этого здания также началась с пожара. В XVII- XVIII вв. здесь была площадь, где торговали дровами, сеном и мхом, которым конопатили деревянные стены домов (с тех времен улица и называется Моховой). Пожар 1812 года уничтожил деревянную застройку улицы. После победы над Наполеоном Комиссия для строения города Москвы начала превращать выгоревшую беспорядочную средневековую застройку в единый классицистический архитектурный ансамбль. К 1817 году большая часть зданий была выстроена заново. На обугленном пустыре по высочайшему повелению Александра I тогда же и был построен Манеж, называемый тогда «Экзерциргаузом» (домом для упражнений), рассчитанный на пехотный полк (2 тыс. чел). Здание, расположенное рядом с выходом из Кремля через Троицкую и Кутафью башни, поблизости от расположений полков, предназначалось для военной муштры. В 1817 году работа над проектом была поручена архитектору А.А. Бетанкуру. Перед ним стояла задача возведения огромного здания, где полк мог бы маневрировать безо всяких помех. Вскоре он создал проект сооружения, равного которому долго не было в мире: единственная в своем роде конструкция стропил была рассчитана так, что здание шириной 45 м перекрывалось без внутренних опор. 30 деревянных ферм опирались на одни только наружные стены. 10 июня 1817 года проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года. Но весной, из-за крайне ограниченного срока постройки, не дожидаясь официального утверждения проекта, известный российский инженер Лев Карбонье, главный инспектор гидравлических и земляных работ в Москве, которому было поручено строительство, начал воплощать проект в жизнь. В возведении манежа Карбонье помогали главный архитектор строительства Ламони и фактический производитель всех работ инженер-поручик А. Я. Кашперов. Работы шли ударными темпами (что, без сомнения, было связано с особым вниманием царя к строительству). Со всех краев империи в Москву свозили стволы вековых лиственниц — создание уникальных стропил требовало особых материалов. Через восемь месяцев после начала строительства, 30 ноября (12 декабря) 1817 года, в пятилетнюю годовщину победы над Наполеоном, «Экзерциргауз» был торжественно открыт в присутствии императора и при параде войск. В глазах москвичей Манеж сразу же стал памятником победе в войне 1812 года. На мемориальной доске из серого камня написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.». С 1831 года в Манеже проводились выставки и концерты. В 1867 году в Манеже состоялся концерт, собравший 12 тысяч зрителей. Оркестром и хором из 700 человек дирижировали Гектор Берлиоз и Николай Рубинштейн. В середине XIX века сложилась традиция проводить в Манеже народные гулянья, посвященные официальным церковным и государственным праздникам.
        В советские времена история здания не теряла яркости. В 1917 году Манеж стал гаражом правительственных машин, после смерти Сталина доступ в него открыли, в 1941  в Манеж попала авиабомба, с 1957 года здесь стали проводить выставки. 1 декабря 1962 года на выставке абстракционистов прозвучало знаменитое хрущевское: «Нашему народу такое не нужно!» и в стране началась кампания по удушению абстрактного и постмодернистского искусства. Был Манеж и «Центральным выставочным залом». А  14 марта 2004 года, в день выборов президента РФ, в здании Манежа произошел серьезный пожар. Манеж восстановили, но… Теперь это – лишь двойник «того самого» Манежа. И живет он уже совершенно «новой» историей. Юной - и почти что 200-летней.