Бароны

Владимир Павленко
    Как-то по службе попали мы с братцем в Мингуту (Калмыкия, бывшее село Зерновое). Сразу поразились обилию цыган на улицах. Казалось бы, должны мелькать "манжики", раз калмыцкая земля. Вот и  примерная  разгадка, куда пропали лошади из сельхозпредприятия. Крутятся цыганчата, чавэлы кучкуются возле дворов. У них чутьё, если надо налететь кучей и отбивать мужиков. Мы не торопимся, водичку попиваем, сигареты бесконечные раздаём..
    Наконец, появляется цыган с бородищей до середины груди, в галифе и сапогах, картуз матерчатый с околышем - при полном параде, короче.

- Чиво вы ищете? Мож, продаёте чё? -щурится бородач, раскуривая нашу же сигаретку.

- А кто у вас тут главный? Нам нужно поговорить, вопросы задать..

- Та не верьти вы, хто скажыть, шо цыганы плахия! Мы же сроду брихать ни умеем. Те брешуть, шо гаварять, вроди цыгани брешуть! -завёл известную песню бородач.-А у вас докУменты есть? Мало ли хто тут ездиить..

- Ты, часом, не слепой? Не видишь, кто приехал?! Ладно, смотри.. -протягиваем удостоверения под нос. Тот отодвигается, смотрит дальнозорко..

- Кыррылл! Аххарды джя, ром! -дальше шепчет что-то на ухо подскочившему пареньку.- Падаждити, прашу вас.. Сичас усё будить..

    Мы в лёгком замешательстве от смены настроения, держимся поближе к машине, где есть чем отбиться от табора. Курим, дыбаем искоса по сторонам..
    Вот спешит парочка, чистый фольклор: на молодом цыгане алый кушак с кистями (знамя ячейки КПРФ, лента от флага -мелькает мысль) и цыганка с криво пришпиленным на макушку белоснежным бантом. Бутылка вина, пара стаканов и кружок колбасы стиснуты в руках. Шага за три начинают кланяться, цыган зубами рвёт пробку и спешно наполняются стаканы. Мы чуть не роняем сигареты и ждём словесного оформления. Ага, стаканов три! Бородатому и нам подают сосуды с кусками колбасы. Домашняя, замечаю вскользь..

- Так шо, простити Исуса ради, гости желанныи.. Не обижайтися, Христом молю.. -делает почти реверанс бородатый и тянется чокаться стаканом.

   Делать нечего, пьём и закусываем. Нас тянут к просторному дому, где во дворе раскинут "шатро" и приткнулись с полдюжины иномарок. Полог отброшен, внутри  длинные столы и лавки, какие помню из детства и колхозного быта на культстанах.
   В перемычке П-образных столов сидит цыганка офигенно старая на вид. Даже серьги и кольца просто кричат о древности. Она встаёт и приглашающе машет руками, после чего нас с разных сторон сопровождают в её стулу.
 
- Авез, бахталло! -здоровается и тянется чмокнуть. Мы по очереди нагибаемся, сухие губы касаются щеки. Старушка поворачивается к рассаживающимся за столами цыганам.

- Это теперь будут наши "широ баро" !

- Авез.. авез.. -гомоном отзываются собравшиеся, полупоклоны и прижатые к груди руки показывают уважение.

- У мине такая ж фамилия, как у вас.. -поясняет цыганка.- Там люди наши жили, ни знаити?..

- Василь? И Мария.. Дмитриевна?. -неожиданно вспоминаю я цыган-однофамильцев.- Ещё Серёга у них, Васька, Роман.. Сестру не помню. Украли её в 70-м году, вроде..

- Так, так.. -жмурится старая карга от удовольствия.- Систра мая Мария, зимля пухам.. Вот я и кажу, типерь будити наши баро.

- Барон? -уточняет братец.

- Сказки ни слухай, какие бароны у цыганев?! Баро - старший. Вы ж власть и другого роду. У нас пропала ветка, усе Панченки стали. Одна я тольки, та вы типеря..

*

   Стол уже быстро накрыли огромными полотенцами и заставили кучей всего мясного. Хлеб из магазина, но его просто наломали в большие тарелки. Вино, само собой, водка в капельках изморози. Банкет прямо с утра. Начинается застолье..
   Если поставить соревноваться в тостах цыган с кавказцами, то ещё неизвестно, кто выиграет. Это с непривычки убивает. Но, когда мы поняли, что можем мало обращать внимания на тонкости этикета, стало проще.

   На исходе второго часа застолья завели разговор про пропавших коней.
- Не, мы ж свиней закупаем и сами рОстим, шмотки возим, сигареты (вот же, а у нас КАЖДЫЙ стрелял! ). А кОней найдём, пригонют. То они не знали, не местныи же.. Какие были кони?

   Мы дали одну из ориентировок, бумажка пошла по рукам и сгинула. Опять зазвенели стаканы и возобновился шум с разноголосицей.
- А у нас многа девок есть, вдовы.. Вы жынатыи чи не? -завела речи старая цыганка.

- Женатые, женатые!. -поспешили "успокоить".- Вдовы, это нам не по возрасту пока..

- А шо ж? Вероника вон, дети уже самостоятельные, по 12 и 14 лет. Ей тока тридцять усего. Сама можыть семью прокормить. Сиди дома, тока не обижай, она добудеть на жисть.

   Еле отказались от невест, хотя как специально заготовленный листок с телефонами, пришлось взять: "Удруг памочь чем нада, або с жинкой паругалси..".

*

   В дорогу завернули нам  солидный пакет с разными колбасами и свиным рулетом, по паре бутылок "Кагора". Машину вручную прикатили к воротам.

   Короче, уезжали мы чистыми цыганскими баронами..