Великое прощение

Александра Рудэн
ВЕЛИКОЕ ПРОЩЕНИЕ.
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ - АЛЕКСАНДРА РУДЭН. ( Раннее - Полевая Алла Владимировна) 04.07.47. ПЕНСИОНЕРКА. Г. ТЮМЕНЬ.2014 год.

Коля схватив портфель и выскочил из квартиры. Лифт не работал и он помчался по лестнице с десятого этажа. Он выскочил на улицу, яркое солнце ослепило заплаканные его глаза. Коля остановился и протер их.
- Опять родители скандалят? – спросила бабушка Соня, его соседка по лестничной клетке, сидевшая на лавочке.
- Не ваше дело, - огрызнулся Коля и прошел мимо лавки.
Портфель был не застегнут на замок, при взмахе руки, к тому же оторвалась ручка и все содержимое из него вывалилось на асфальт.  Коля присел и стал собирать книги и тетради.  Он увидел, что рядом опустились старческие руки и подали ему ручки.
- Они к скамейке откатились. Рано еще тебе в школу, только - семь утра. Не завтракал?
Коля замотал головой.
- У тебя еще полчаса в запасе, школа рядом, успеешь. Пошли ко мне и я тебя чаем угощу, - предложила бабушка Соня, улыбаясь ему.
- Нельзя, мама не велела ходить и жаловаться соседям, - пробурчал Коля, нахмурив лоб.
- Мама занята отражением атаки от отца. Так, что никто не заметит, что ты у меня.  Портфель, кто тебе его зашьет? У меня есть крепкий портфель, от внука ко мне перешел, я в нем нитки храню. Твой ведь износился. Какой год ты его носишь?
- В первом классе мне мама купила его.
- Значит, третий год ему.  Пошли, - приказала бабушка Соня.
Они поднялись на этаж и подошли к двери.
- Постучи ногой в мою дверь.
- Зачем?
- До звонка не дотянешься.
- Сколько раз стучать? – спросил, удивленный Коля.
- По желанию.
Коля три раза ударил ногой в дверь.
- Будешь так стучать всегда, когда будет дома тебе плохо. Я всегда открою тебе дверь.
- Даже ночью?
-  Не сомневайся в этом. Три стука, и я сразу – открываю дверь, - сказала уверенно бабушка Соня.
За стенкой плакала мама, а папа продолжал кричать.
- Тупоголовая, навязалась на мою голову и нет выхода, чтобы избавится от тебя.
- Вадим, побойся Бога, у нас сыновья растут, - закричала мама за стенкой.
- А, сегодня по какой причине они ссорятся? – спросила Софья Аркадьевна.
- Мама не нашла левый носок.
- Какой носок?
- Левый. Она сразу покупает пять пар одинаковых носков, так как папа их раскидывает по дому. Не нашедши носок, она подала ему другую пару. Это его не устроило, тогда из другой партии мама взяла левый носок и соединила. Он, это заметил.
- Левый носок? Правый носок? Он, что с ума сошел? У носков нет – левого направления. Они одинаковые.
- А –а-а, - закричал голос мамы за стеной.
- Сиди и пей чай. Я сейчас с ним разберусь, паршивец этакой, - возмущённо сказала бабушка Соня и направилась к двери.
Коля пошел вслед за ней и не выходя из квартиры соседки, стал слушать разговор.
- Ну, чего тебе нужно, бабушка Соня. Семейные разборки и тебя это не касается, - сказал Вадим.
- Я тебе не бабушка и в родстве с тобой  не состою. Для тебя я – Софья Аркадьевна, паршивец. Не вооруженным взглядом мне видно, что ищешь причину для скандала.
- Я? Она не может найти левый носок, - оправдываясь, сказал отец Коли.
- Ты в своем уме, Вадим?  А, я не желаю слышать крики твоей жены. В кого ты такой уродился. Мама с папой были почтенными людьми, я смолоду их знала и никогда шума не было за стенкой. Даже, вас детей, не было слышно. Уйми свой гнев, Вадим.
Вадим ничего не ответил и закрыл дверь.
- Я в парторганизацию обращусь. Слышишь меня. В твой институт пойду, в профком пойду, если не прекратите скандалить, - говорила бабушка Соня в закрытую дверь.
Дверь отворилась и Вадим через цепочку сказал:
- А не пошли вы к черту, Софья Аркадьевна.
 - Что???
Коля на цыпочках побежал в кухню и сел за стол.
Вошла раскрасневшаяся от волнения в кухню Софья Аркадьевна.
- Коля, все нормально. Я постращала немного твоего отца и он обещался мне не придираться к маме по поводу левого носка. Господи, с ума можно сойти, и я уже утверждаю, что существует левый носок. Ты пей чай, а я нитки переложу в другое место и освобожу тебе портфель.
Через несколько минут в кухню вернулась Софья Аркадьевна.
- Смотри, какой портфель красивый. Мой внук в десятом классе его носил. Совсем как новый. Только у тебя будет такой красивый портфель. Перекладывай учебники и поторопись в школу. Чай не допил, печально для меня.
Еще года три Николай пользовался услугами доброй бабушки, когда в доме возникал очередной скандал. Вадим уже осознал то, что левого носка не существует, как и правого, а есть пара и поэтому больше не придирался к жене на счет носков. Теперь у него была другая причина сердиться – Нина не умела подобрать цвет галстука   к костюму. В пик разгара скандала, Коля брал за руку младшего брата, которому исполнилось четыре года, стучал ногой в дверь соседки и они прятались у нее до тех пор, пока папа не уходил на работу. Коля не спешил идти домой, он учился во вторую смену, ждал, пока не придет за ним мама. Мама приходила с заплаканными глазами, а Софья Аркадьевна журила ее:
- Нина, вам нужно обратиться в партком, в комитет по семейным делам, чтобы посторонний человек помог вам наладить отношения.
- В институт обратится? Тогда Вадим никогда не защитит диссертацию.
- Диссертацию? У тебя жизнь ломается и вы калечите своих мальчиков.
- Ах, Софья Аркадьевна, мы все выросли в советских семьях, где не было времени поговорить с детьми. Вадим поздно приходит с института, а я еще позднее. До одиннадцати работаю в гастрономе, дети с бабушкой и если Вадим их не заберет, то мне нужно с утра ехать за ними. Они скандалы наши очень редко слышат.
- Редко да метко. Как знаешь, Нина, а я поинтересовалась бы его работой и навела порядок сдачи зачетов студентами. Сама студенткой была, но такой распущенности у молодых девиц раньше я не замечала.
- Софья Аркадьевна, Вадик - семейный человек.
- Как я это не заметила? – съязвила Софья Аркадьевна.
Каждое лето Николай ездил в пионерский лагерь на три сезона. Так повелось с первого класса и он уже не сопротивлялся. Собирал свои любимые игрушки, складывал их в рюкзак и молча отправлялся вместе с мамой к площади, откуда отъезжали автобусы.
- Не грусти, Коля. Еще годочек съездишь, а там уже и в техникум пойдешь. Скоро Сашку будем отправлять.
- Не хочу я от тебя уезжать, - заныл четырехлетний Сашка.
Во второю смену в лагерь приехала бабушка, которая очень постарела, что Коля ее сразу и не узнал. Она привезла ему фрукты, посидела возле него и его друга, смотря с любовью на детей, которые уплетали вишни и клубнику. Она обняла внука и заплакала.
- Что – то случилось, бабушка?
- Все нормально. Старею и слезы сами льются из глаз.
Закончив в августе отдых в пионерском лагере, Коля вернулся с детьми в город.   Его встречал папа, без мамы. И первым вопросом был у Коли:
- Почему мама не встретила меня?
- Дома поговорим, - ответил отец и отвел глаза в сторону.
Они приехали домой и дома стояла такая мертвая тишина, что Коля испугался.
- Мама заболела?
- Мама вместе с Сашей умерла.
Коля открыл рот и не мог вдохнуть воздух.
- Как умерла? Почему умерла? - прошептал он.
- Она ехала на такси в лагерь и их машина врезался в бензовоз. Все, кто был в машине, погибли.
- Такси?
-  У меня в институте были дела и я не мог их отвести к тебе.
Коля, ты уже большой мальчик. В воскресенье поедем на кладбище. А сейчас, отдыхай. Завтра я свезу тебя в школьную библиотеку, учебники нужно взять за седьмой класс. Вырос ты как. Форму нужно тебе покупать. Завтра приедет к нам Полина, моя студентка и вы походите по рынку, все для школы приобретете. И портфель новый купите, а то этот уже потрепан. Мне уже пора.
После того, как уехал отец на работу, Коля пошел к Софье Аркадьевне. Он постучал ногой в дверь, условным знаком. Дверь открыла тетя, похожая на Софью Аркадьевну.
- Большой уже мальчик, а ногой стучишься. Звонок есть на двери и он работает.
- Простите. Софья Аркадьевна…
- Сонечка в больнице, а я ее младшая сестра, Женечкой меня зовут и ты так зови. Тетя Женечка. Ты кто?
- Я сосед Коля.
- Заходи, Сонечка мне рассказывала о тебе. Бедный мальчик, совсем сироткой остался без мамы.
У Коли на глаза навернулись слезы.
- Ты поплачь, милок. Поплачь. Пойдем я тебя покормлю.
Коля сидел за столом и тут только почувствовал, что мамы нет и Саши тоже и он сидит с чужой женщиной, и она ему наливает в тарелку суп.
- Тебе сколько лет?
- Тринадцать лет, - сказал Коля, вытирая рукой  сопли и слезы одновременно.
- Что поделаешь, такая у мамы судьба. Бедняжка, отмучилась она от скандалов. В тот вечер был сильный скандал. Что там произошло, Сонечка не знает, а потом все затихло.
- Папа всегда что – то терял, а мама всегда не могла найти потерянное.
- Что же такое можно потерять в доме? – спросила тетя Женечка.
- Перед моим отъездом он ручку с золотым пером потерял, студенты подарили ему. Мама три часа ее искала, мне нахватало двенадцать копеек на мороженное и я полез рукой в его пиджак, а там - ручка лежала. Я показал ее маме. Так мы получили оба, и мама и я. Я за то, что полез в его карман.
- Вадим, твой отец, сам не знает, что он хочет от жизни.  Сонечка сильно на него обижается. Это он ее довел до инфаркта, так как она милиции сказала о том, что перед исчезновением Нины и Саши, слышала скандал в их доме.
- Почему исчезновение?  Мама с Сашей попали в автокатастрофу…
- Ой, заболталась я, а мне в больницу к Сонечке нужно идти.
- Мне нужно к бабушке съездить, а дома денег нет. Даже, копейки не мог найти.
- Да, съезди к бабушке. Я тебе дам на метро деньги.
Бабушка обрадовалась приезду внука, зацеловала его всего.
- Прости, что не сказала тебе о нашем горе. Папа твой мне запретил говорить, чтобы не расстраивать тебя.
- Ба, как – то пусто и страшно мне дальше жить. Возьми меня к себе.
- Я уже предлагала такое, отец не хочет слышать ни о чем, таком.
- Сестра бабушки Сонечки сказала, что они очень ссорились вечером и что она пропала.
- Все равно узнаешь.
- Скажи мне правду, ба.
- Отец не велел, но все равно, скажу. Выгнал папа маму и Сашу из дома на ночь глядя. А потом, подал в милицию заявление на розыск.  А соседка сказала милиции о скандалах. У него взяли подписку о не выезде из Москвы. А, через неделю нашли их у озера, километров за сорок от города. Как они туда попали, не знаю и никто не знает. Вот и папа сочиняет разные истории, чтобы на него ни одного пятнышка не упало.
- Я не хочу его больше видеть.
- Не горячись, Коля. Он твой отец. Родителей себе не выбирают. Пошли в магазин, продуктов подкупим.
Вечером они поужинали и Коля лег спать. Оставшись один, он дал волю своим слезам. Бабушка сидела в кухне и тоже плакала, не шла к внуку, чтобы успокоить, дала возможность ему горе излить в подушку. Коля не помнил, как заснул. Проснулся он от шума в квартире.
- Каникулы. Дай ребенку поспать, - кричала бабушка.
- У него есть я. И спать он будет дома. А вы, Вера Николаевна, приваживаете его к себе, чтобы старость свою скрасить.
- Вадим. Он мой внук.
- Вы ему рассказали о матери?
-  Почему ты ему не скажешь правду?
- Не ваше дело это.  Он знает?
- Нет. Ты запретил и я ему ничего не сказала, - громко кричала бабушка Вера.
- Смотри у меня. Одна правдолюба в больнице уже лежит. Смотри, как бы и тебе туда не угодить. Иди и буди его. Домой едем, - приказал отец.
Бабушка Вера зашла в спальню и увидела Колю, спрятавшегося за шторой.
- Коля – это я. Нужно идти. Не выдавай меня, сынок.
Ой, что это с тобой.
- Я очень испугался, приняв твой голос за мамин. Кажется, я обмочился, - прошептал Коля.
- Ничего, без трусов поедешь. Шорты надевай. Бедное дитя.
 Они вышли из спальни.
- Коля. Ты своеволен, как твоя мать, покойница. Я этого не потерплю. Что тебе бабушка рассказывала о маме и Саше.
- Ничего.
 - Я могу приехать к внуку? - тихо спросила бабушка.
- Нет. Я, наверное, в дом приведу женщину и ты будешь раздором в нашей семье.
Прошла неделя, с бабушкой они переговаривались по телефону, даже виделись на детской площадке чужого дома.
- Скоро в школу. Купил ли  все тебе папа к школе?
- Да. Студентка Полина все мне приобрела на рынке.
- Она живет у вас?
- Да.
- Тут мало осталось, еще пять лет и ты уже будешь взрослым, заведешь себе семью. Помни, ты имеешь право на жилплощадь, как и твой отец. Вырастишь, разменяете трёхкомнатную квартиру на две однокомнатные. Понял меня? И я напишу завещание своей квартиры на тебя, так как у всех наших родных, есть жилье и машины и каждый живет своей жизнью.  Не говори отцу, что встречаемся, запретит он нам видеться.
В сентябре Коля пошел в седьмой класс.  С Полиной он почти не разговаривал. Ее привел отец, через несколько дней после его приезда из лагеря и объявил:
- Это Полина. Студентка. Она у нас будет жить, снимать комнату.
 Полина хихикнула, а Коля сказал:
- Мне все равно.
Утром все уходили по своим делам. Отец с Полиной в институт уезжали, а Коля шел в школу. После смерти мамы и брата, он повзрослел и стал молчаливым. Приходил со школы, Полина была уже дома и валялась на диване в коротком халатике. Он уходил в свою комнату и не выходил до прихода отца из института.
- У нас, как всегда, поздний обед. Пошли, Полина суп сварила, кажется, вкусно пахнет, - сказал счастливый отец.
Коля был удивлен, увидев, что отец гладит себе рубашки.
- Поля не любит ничего гладить, -  пояснил он сыну.
- Папа, она кто? Домработница? Жена тебе?
- Чуть – чуть всего по немножко.
А однажды, Коля подслушал разговор со своей комнаты, между отцом и Полиной.
- Поля, где мой левый… Где мои носки?
- Спроси у себя. Они твои, а не мои, - ответила ему Полина.
 - Поля, я спешу в институт. Найди мои носки.
- А, ты прокричи: «Носки, где вы? Ку - ку».
- Поля, найди мне носки…
Через минуту она подала ему носки.
- Они же разные по цвету.
- Какая разница для тебя, ты по институту в ботинках ходишь.
- Поля.
- Отстань. И стирай свои вонючие носки сам. Мне некогда с тобой говорить.
- У тебя же нет первой пары.
- И, что? У меня назначена встреча в кафе.
- С утра?
Полина ничего не ответила, хлопнула дверью, а Вадим продолжал держать в руках разного цвета носки. Николай увидел через окно, как Полина вышла из подъезда и села в стоящею черную «Волгу» напротив дверей подъезда.
Коля приготовил яичницу на двоих.
- Папа, будешь?
- Спасибо, я в институте позавтракаю, - ответил он и пошел в прихожую, одеваться.
Коля, увидев разные носки на ногах отца - один был синий, другой черный, усмехнулся. Это была маленькая месть ему за маму, с помощью Полины.
Вадим, помнил слова Полины, сам уже стирал свои носки и трусы, ежедневно. Коля делал вид, что не замечает этого, так как Полина ему сказала, чтобы он сам ухаживал за собой, так как она не черная им рабыня.  Кушать она сама хотела и поэтому, ежедневно был горячий и пахнущий суп на плите. Этот суп мог и пройти на обед на следующий день.  Поля часто не ночевала дома, а сорокалетний Вадим, стоял всю ночь на балконе и всматривался в темную улицу.
Когда возвращалась Полина домой и он, как ребенок плакал уткнувшись в ее подоле и просил:
- Обмани меня, скажи, что ночевала у подруги.
- Так и есть. Надоела мне эта семейная жизнь. Никакой радости я не чувствую здесь.
- Тебя, Коля достает?
- Если бы, а то молчит, и смотрит на меня с укором.
Через несколько дней Полина снова не вернулась домой из института.
Вадим ходил по квартире, как затравленный зверь.
Сын спал давно и Вадим несколько раз подходил к дверям комнаты Коли. Все – таки он разбудил сына.
- Поднимайся.
- Сколько времени, папа?
- Четыре утра.
- Что – то случилось?
- Полина не вернулась домой.
- А при чем здесь я?
- Ты при всем. Похож ты на свою мать, я это чувствую, и она это видит.
- Жалеешь, что я не погиб вместе мамой и братом.
Вадим ударил Николая в лицо.
- Вон из моего дома, - взвизгнул Вадим.
- Он мой, как и твой, и я на ночь не поеду к бабушке, - закричал Коля отцу в лицо.
 Отец схватил его за плечи и вытащил из кровати, доволок до дверей и вытолкнул на площадку в трусах и майке. Через минуту полетел свитер и штаны вместе с ботинками. Снова открылась дверь и отец вышвырнул его дубленку с шапкой.
- Деньги в кармане и сюда не приезжай больше. Живи у бабушки. Поймаешь такси.
Николай оделся и собрался уже идти к лифту. Дверь бабушки Сони открылась и она замахала ему рукой. Он зашел и бабушка затворила за ним дверь. Одновременно открылась дверь их квартиры и отец пошел к лифту.
Возвращаясь, он говорил сам с собой.
- Совсем меня Полина с ума свела. Как открылся лифт, я не слышал.
 Утром он слышал, как хлопнула его дверь и отец широким шагом направился к лифту. Он подскочил с дивана и нащупал ключи от квартиры. Утром Коля, вместо техникума поехал к бабушке, предварительно собрав свои вещи в чемодан и все учебники в большую сумку, которую ему подарила бабушка Соня. Софья Аркадьевна вызвала ему такси и посадила в него. Он уехал, а она стояла еще долго и крестила его путь к бабушке. Коля заплакал.
Его встречала родная бабушка Вера и водитель был удивлен.
- Одна бабушка провожала, а другая его встречает. Везет же тебе, парень.
Три года отец не интересовался сыном и не помогал ему материально. Жили они на пенсию бабушки.  Жили, ели сводили концы с концами. Коля уже был на четвертом курсе техникума, как приехал к ним Вадим.
- Чего тебе от нас нужно? - спросил Николай у отца.
- От меня Полина ушла, возвращайся сын домой.
Бабушка Вера сидела молча, не поднимала глаза от стола.
- Нет.
- На одной пенсии живете. Как?
- Как можем, - сказала бабушка. – Я не буду против тебя его настраивать. Он уже взрослый восемнадцатый год пошел, пусть сам решает.
- А, потом снова ночью ехать к бабушке, когда у тебя моча в голову стукнет? - спросил дерзко сын.
- Этого больше не повториться, клянусь тебе, сын.
- Бабушка, когда захочет, будет приезжать к нам с ночевкой, она уже совсем старенькая, - торговался Коля с отцом.
- Вера Ивановна, когда захотите, тогда и приезжайте и сколько хотите, столько и говорите с внуком по телефону, - сказал Вадим.
- Спасибо.
Николай вернулся к себе домой и очень огорчился тому, что Софья Аркадьевна умерла.
Он шел в техникум и каждый раз рукой прикасался к ее двери, не стало той, кто мог его защитить.
Первое время, они с отцом делили обязанности по дому. Больше времени они молча проводили дома и их связывал только хоккей по телевизору и там каждый открывал свое истинное лицо, так как болели они за одну команду.
Они на завтрак ели овсяную кашу и отец сказал.
-  Сегодня я приведу двоечницу студентку, подтяну ее по математике.
- А она полы будет мыть?
- Посмотрим.
Это была Лида. Она их не называла по именам, а говорила в общем «мальчики».
- Мальчики, а не пора ли вам идти кушать.
Лида тоже не стирала носки и не убирала в доме. Это была приходящая любовница отца и долго не задержалась.
Следующая была Нина, веселая девушка, которая любила танцевать и вечерами она надевала на голое тело капроновый шарф, танцевала перед доцентом. Поправив свои дела в институте, она исчезла из дома. Ната, которую привел отец, в первую ночь, когда заснул он, пришла к Николаю в комнату. Его всего обдало женским жаром и он понимал, что может произойти что – то не хорошее, что может обидеть отца, громко закричал:
- Папа.
Вадим ворвался в комнату сына.
- Как ты мог?
- Как она могла? Завтра вставлю в свою дверь замок. Очуметь можно от твоих женщин. Забирай ее, отец.
 Ната и недели не продержалась. Те, предыдущие девушки бросали папу, а тут, Вадим выгнал Нату из дома сам.
У Коли появилась девушка, его одноклассница, по имени Рита. Коля заканчивал пищевой техникум, а Рита поступила в юридический институт. Отец увидел Риту и обомлел от ее красоты.
- Повезло тебе, сынок. Такая девушка с тобой рядом. Как жаль, что вы не учитесь в нашем институте, Рита.
- А, то что?
А через несколько дней Рита сказала Николаю, что к ней в институт приезжает его отец, якобы к своему другу, а сам ее ловит на переменках между парами, а то и вовсе вызывает ее из аудитории, когда читают лекцию.
- Что мне с этой информацией делать? Морду ему набить? – спросил Николай и разволновался.
- Давай поженимся, после окончания твоего техникума. Будем у нас жить. И ты не будишь зависеть от этого бедуина.
- Почему ты его так назвала?
- Ну, назову немного по - другому. От макаки развратника не будешь зависеть.
- Я должен поговорить с отцом.
Разговора у него с отцом не получилось, так как отец все обвинения отрицал.
- Мой возраст и ее возраст – соображай.
- Папа, через несколько месяцев мы поженимся. Рита не хочет жить в нашей квартире.
- Ну, что же. Там большая семья в двухкомнатной квартире и вы еще. Идите к Вере Ивановне и за ней присмотрите, старая стала. А, как же армия?
- У меня плоскостопие.
- Ну хорошо. Женись, я не против.
Свадьба была студенческой в бабушкиной квартире.  Жизнь потекла размеренной. Рита училась в институте и ходила уже беременной. Николай работал мастером на пищевом комбинате и со временем стал Николаем Вадимовичем. Заработок у него был не большой, но их семья не нуждалась ни в сахаре, ни в муке, ни в масле и в прочей дребедени, что использовалось в кондитерском производстве. Все это Николай приобретал за копейки, то есть по себестоимости продуктов. С отцом Николай редко перезванивался и в своей квартире он почти не бывал. Годы шли. Рита закончила юридический институт и работала следователем в районной милиции. Бабушка Вера часто болела и больше времени она отсутствовала дома, так как лежала в больнице. Там она и умерла. Завещание было написано на Николая, но его опротестовали родственники.
- Я, такой же внук ей, как и ты. Только пополам делить будем квартиру, иначе будем все судится, - сказал двоюродный брат Николая, Виктор.
Рита поразмыслила и посоветовала мужу:
- Проиграем это дело, так как бабушка после смерти дочери лежала в психотерапии две недели и у них есть эта справка. Разделим пополам квартиру с Виктором, а то если все внуки будут претендовать, то нам достанется только туалет.
- Я согласен.
Виктор вселился в маленькую комнату со своей молодой женой, Наташей.
Рита работала, а сына Сашу не было с кем оставить и Наташа, которая нигде не работала помогала ей во всем. Молодые женщины сдружились и не было причин им ссорится за общую территорию. Они жили одной семьей. Рита обратилась к начальнику милиции с просьбой, посмотреть дело гибели мамы Коли и его брата. Дело было в архиве, так как прошло уже семь лет после смерти ее свекрови, которую она не знала.
- Зачем ворошить прошлое. Не нашли сразу убийцу, то сейчас, тем более… 
- Пожалуйста, я подозреваю в беде своего свекра, понимаете… И это мучает нас.
- А, муж твой знает, что ты затеяла свое расследование?
- Нет. Я надеюсь оправдать отца в глазах сына. Он ничего не говорить об этом, мучается, часто бывает на кладбище.
- Не могу я взять дело на до расследование. Но, копию дела запрошу, а ты уже сама, в свободное время, занимайся этим делом.
- Спасибо.
Несколько лет Рита говорила с жильцами дома. Квартиру за квартирой она обходила и снова возвращалась, надеясь на то, что кто – то, что – то вспомнит.
Сашка, сын Николая и Риты уже пошел в первый класс. О втором ребенке они не говорили и не планировали.  Рите на работе обещал начальник милиции квартиру, зная ее стесненные обстоятельства.
В стране была перестройка и многие институты соединились с другими, преподавательский состав сокращали.
 Неожиданно вечером к ним приехал Вадим Николаевич с молодой женщиной.
- Это Сюзанна. Она из Германии, моя новая жена. Кх. Познакомься Сюзанна, это мой сын Коля, невестка, красавица Рита и мой внук Саша, так похож на свою бабушку Нину.  Плохой я отец, свекор и дед. Но я приехал исправить положение. Приглашаете нас?
- Да, проходите. Это Виктор, двоюродный брат Коли, его жена Наташа, истинная хозяйка этой квартиры.
- Очень приятно, - сказала Сюзанна.
Наташа побежала в кухню и сразу зазвенели тарелки, она накрывала на стол.
- Проходите.
За столом, отец сказал Николаю:
- Я с женой уезжаю в Германию на постоянное место жительства. Квартиру мы решили оставить Николаю.
- Чтобы было куда возвращаться? - съязвила про себя Наташа, намекая на возраст Сюзанны. – О, простите.
- Ничего, она не знает хорошо русского языка.
- Вы официально женаты?
- Да.  Любовь с первого взгляда. Она на экскурсию приехала. Ах, как получилось, что мы оказались в одной кровати – это наш секрет. Но, уехав на родину, она написала письмо и призналась мне в любви. А почему, нет? Институт наш упраздняют, и я решил уехать со страны.
- Что ты будешь делать в Германии? - спросил сын.
- Преподавать. Математика – королева наук и там она на высоте, - сказал счастливый отец.
Сюзанна с удовольствием уплетала за обе щеки жаркое, приготовленное Наташей.
- Карашо.
- Вот и все познания в русском языке, - сказал отец, улыбаясь. – Переезжайте в нашу трехкомнатную квартиру, для Саши нужна отдельная комната. Внук уже большой и спать в одной комнате с вами скоро будет - не хорошо.
Отец улетел с Сюзанной через месяц. В аэропорту их провожал сын с женой.
-  Пишите сами, а то я не очень любитель, - сказал отец.
- Ауфидерзейн – сказала Сюзанна и подала руку Николаю для поцелуя.
Заметив кислую улыбку Риты, Вадим сказал:
- Благородных кровей барышня – отец ее знаменитый пивовар.
 Рита смотрела на не красивое лицо Сюзанны с длинным носом и с узкими губами, думала о том, что привлекло ее свекра к этой худой и высокой девицы.
Отец улетел, а Николай спросил:
- Думаешь, на долго у них связь?
- С таким лицом, как у нее, она на старика будет молится. Ей тридцать лет, ему пятьдесят. Будем надеется на их долгий брак, так как въехав в вашу квартиру, я шага не двинусь из нее для его новых утех. 
Николай с семьей переехал в квартиру, где прошло его не сладкое детство. Жена досталась ему строгая и любимая. Она воспитывала сына в послушании к родителям. И Николай относился к сыну с уважением за то, что тот учился в школе хорошо. Особенно Саше давались легко математические науки.
- Гены деда в нем, - улыбалась Рита, говоря мужу.
- Согласен. Чтобы не был капризным, как его дед.
- Среда не та. Так что не волнуйся, мы растим правильного сына, - ответила Рита. – Саше уже восемь лет. Не пора ли нам подумать еще о девочке Нине.
- Я очень этого хочу.
Рита уже ходила беременной на восьмом месяце в ожидании родить девочку. Она была уже в декретном отпуске и время у нее было много для того, чтобы еще раз обходить квартиры подъезда.
Начала она обход с первого этажа.
- Проходи, Маргарита, - сказала женщина из первой квартиры. – Я уже много лет сама расспрашиваю людей, кто мол видел женщину с ребенком в два часа ночи возле дома или на проезжей части. Ничего нового тебе сказать не могу.
- Спасибо, за помощь. Лето ведь было и молодежь иногда гуляет до трех часов.  Три дома окружают двор, кто – то ведь не спал.
- Ты походи еще и по тех домах. Больше десяти лет прошло.  Почему в таком положении и расследование ведешь? - спросила женщина из первого этажа.
- Нужно восстановить справедливость. Это не расследование, а личный интерес, мама моего мужа погибла вместе с братом.
- Понятно. Та молодежь, которая гуляла вечерами и ночами стали уже родителями. Учти это.
- Учту.
На следующий день она сидела во дворе дома напротив датской площадки. На площадку молодые мамы вывели своих детей на прогулку.
Рита подошла к ним. Выслушав ее, одна из них сказала:
- Кто может помнить, что было десять лет назад. Зря потраченное время у вас.
- Мы с мужем десять лет назад могли до утра просидеть на детской площадке. Знаете, спросите дядю Пашу, у него овчарка, он ее выгуливает свободно по ночам. Он старый и овчарка его старая, а привычек не изменяет.
- В какой он квартире живет?
- Кажется, в двадцать пятой квартире.
Она долго звонила в дверь двадцать пятой квартиры. За дверью рычала собака. Наконец – то хозяин подошел и спросил:
- Кто в такую рань приперся?
- Дядя Паша, уже час дня.
- Это ты, Милка? – спросил он, открывая дверь.
Увидев незнакомую женщину, да еще беременную, он испугался и выставил ногу так, что собака не могла выйти на площадку.
- Ты кто?
- Рита. Живу напротив вашего дома. Поговорить нужно.
Позвольте мне зайти к вам.
- Сейчас, в ванной закрою Альму.
Он прикрыл дверь и тащил упирающеюся в линолеум Альму к ванной комнате.
- Родная, не упрямься. Поговорю с тетей и сразу выпущу тебя. Пообедаем и пойдем гулять с тобой.
Он вернулся к двери и пригласил Риту зайти.
- Родная душа? - спросила Рита.
- Кроме нее у меня никого нет. Есть и дети, и внуки. Куча племянников и все они ждут моей смерти и Альми тоже.
- Почему ждут? Это вам так кажется.
- Пошел уже восьмой десяток. Альма подарок жены. Уже плохо она ходила, а съездила на птичий рынок и привезла щенка. Почитай, пятнадцать лет прошло с тех пор. Говорят, что собаки больше не живут, а мы еще с ней двигаемся.
-  Мне сказали, что вы Альму выгуливаете без поводка ночью.
- Ну, да. Она же хочет свободу. Днем с поводком и с намордником, а ночью даю ей свободу. Почитай уже пятнадцать лет так.
- Десять лет назад, женщина с ребенком вышла ночью из того дома, что напротив вас. Сомневаюсь, что видели. Но, все – таки спрошу. Это было в два часа ночи.
- Это ты имеешь ввиду ту, которую муж выгнал из дома?
- Да. Вы, что помните?
- Я все помню. Память у меня, милая, на события не стерлась.
- Можете подробно рассказать?
- Отпустил я Альму, а она шмыгнула к площадке того дома. Я за ней. На лавке сидит молодая женщина и плачет, ребенок у нее на руках. Такой хорошенький. Говорит, что муж выгнал из дома. Показала рукой на квартиру, где горел свет. То ли на десятом этаже, то ли на девятом, запамятовал. Сказала, что стыдно ей ехать к матери.  Ну, я ей предложил переночевать у меня. А утром помириться с мужем. Сказал, что один живу и комната есть свободна. Она испугалась, а я ей сказал, что похожу с Альмой и вернусь за ней. Мальчонка уже спал у нее на руках.  Вернулся, а ее уже не было.  Видать пошла домой, мириться с мужем, так как свет в их квартире уже не горел.
- Не вернулась. Убили ее и сына возле водоема.
- Как же так?
- Кто – то ее вывез. А почему вы милиции не рассказали?
- Меня никто не спрашивал об этом. Я мало говорю с людьми. Никто мне не сказал о пропавшей женщине. Недавно узнал от собачников, что ее родственники ищут свидетелей. Я бы выдвинул свою версию. Постойте, в беседке сидела Клавка со своим мужем, тогда он был ей женихом и Альма его укусила. Ну, да. Я увидел, что женщины нет и пошел через площадку домой. Кто – то запищал и Альма с рыком бросилась в беседку, Женька на нее замахнулся и та, укусила его в руку. Клавка стала ругаться на меня, что собаку я не придержал. Я их успокоил и повел к себе домой, остриг шерсть у Альмы, сжег ее и пеплом протер укус на руке Женьки. Нет, вернее способа, как лечение укус собаки от бешенства, той шерстью из этой собаки. Потом, Женька мне показывал укус, заросло, как на собаке. Даже, опухоли не было, рану стянуло до впадины. Все, что я знал, рассказал тебе. Спроси у Женьки, может быть, он что - то видел? Вспомнит, не каждый день его кусают собаки. Он этажом выше живет. Клавка, безголовая душа, вряд что ни будь вспомнит, кроме того, что собака укусила ее любимого.
- Спасибо, дядя Паша. Дай бог Вам и Альме долгих лет жизни.
- А чего такой у тебя интерес к этой женщине?
- Родственницей приходится она мне.
- Понятно. А, вы с ней не похожи.
- Лицо помните ее?
- Не так лицо, как позу ее, затравленного зверька, который всего боится. Ты не такая и в горящею избу войдешь.
- Это правда.
На площадке она снова подошла к женщинам. Одна была постарше и Рита поняла, что это не первый у нее ребенок.
- Как найти мне Клаву с ее мужем, Женей.
- Я Клава. Я же сказала вам, что ничего не помню.
- В ту ночь, Альма Женю укусила за руку.
- Было такое, мы тогда ходили женихом и невестой.
- Может быть, что – то Женя вспомнит?
- Приходите к нам вечером, когда он с работы придет.
В тот вечер Рита не смогла прийти к Клаве и только в воскресенье она посетила их семью.
- Как хорошо, что вы пришли. Мы уже несколько дней говорим о том, что была машина, которая привезла двух девушек к дому, рядом с вашим. Они снимали квартиру у хозяйки, но, фамилии их есть, так как, та, записывает всех постояльцев в тетрадь. Я ходила к ней, к хозяйке и та была в хорошем отношениям с девчонками, они оставили свои адреса после окончания техникума, они поехали жить домой.  Вот я вам их переписала и номера телефонов.
- Помогли. Спасибо. А какая машина была?
- Женя, иди сюда. Давай, ты говори.
- Новая темно синяя шестерка. Мы сидели на лавке возле дома, когда привезла машина девочек. Девчонки вышли и все время смеялись, расплатились с водителем. Не молодой он был – это точно. И номер был как у мамы квартира. Последние цифры – тридцать один. Помнишь, я тебе сказал об этом, - обратился он к жене.
- Не помню. Мы поднялись и пошли на детскую площадку, - сказала Клава.
- Да, а потом я видел, как машина остановилась возле лавки, на которой сидела женщина с ребенком. А через некоторое время пришел дядя Паша. Прискакала Альма на крик Клавы и укусила меня.
- Что тебя испугало? – спросила Рита у Клавдии.
- Ничего. Женька полез мне под юбку, а я до свадьбы ни - ни.
- Понятно.
- Помогли мы вам?
- Очень помогли. Если нужно будет, под протокол еще раз расскажите?
- Не сомневайтесь, расскажем, что видели, - сказал Женя и добавил. – Говорят, что преступник возвращается на место преступление. Жаль, что раньше не знали, может быть и видели эту машину. Видать мужик частным извозом жизнь себе налаживает.
- Десять лет назад, не был узаконен частный извоз. Будем искать. Спасибо.
Рита обратилась к знакомому инспектору.
- Поищи машину в Москве и Московской области с такими последними номерами. Жигули темно синего цвета.
- Шутишь? Это мне год нужно работать, скрывая от начальства твое любопытство.
 - Мне не к спеху. Отблагодарю тебя. Обещаю, преступление твое не прикрою, но в розыске всегда помогу.
- Утешила. Буду искать. Если будет информация еще что – то о машине, звони.
Рита созвонилась с бывшими девчонками, теперь уже с замужними дамами.
- Было то и раз всего, мы загуляли допоздна на день рождения и поймали возле парка такси. Дядечка попался говорливым и все нас приглашал к себе на уху. Немного мы испугались его. Но довез он нас до дома целыми. Больше мы никогда не задерживались, так как испытали страх.
- Может  быть, он говорил, как его зовут?
- Нет. На машине висела вязанная маленькая кукла. Говорил, что внучка ему связала. Лет пятьдесят ему на вид.
Рита позвонила другой бывшей девушке, и та добавила:
- Лысина у него была на затылке. Мы сзади сидели и я это заметила. Пока доехали, то набрались страху. И только возле дома мы расхохотались над собой, что такие мы трусливые. Что – то с водителем случилось?
- Нет. Если будет нужда, то расскажите все под протокол?
- Конечно. Нам скрывать нечего, мы закон не нарушали.
Рита не стала докладывать начальнику, так как уже не работала и у нее не было фактов, а только одни догадки.
Роды у Риты прошли благополучно. Она родила девочку.
- Такая же будет красивая, как мама. Как назовете девочку? – спросила доктор, принимавшая роды.
- Ниной, - ответила Рита и взгрустнула.
Когда Нине исполнилось три месяца, Рита переговорила с Наташей и попросила ее помощи.
- Конечно, помогу. Витя меня на работу не отпускает, говорит, что жена должна сидеть дома и варить щи для семьи. Я уже привыкла.
- Зачем училась в институте на заочном отделении? Экономист ты наш.
- Потешила самолюбие Вити. Жена – домохозяйка с высшим образованием.  Будешь привозить  Нину мне?
- Да, Коля тебе будет привозить, а я буду ее забирать на дежурной машине. Спасибо, что откликнулась.
 В семье Риты и Николая было полное согласия и не раз Николай думал о том, как жаль, что умерла Софья Аркадьевна, она бы порадовалась за него, за Колю, которого не раз выручала в детском возрасте. Саша учился в школе хорошо и уже мечтал поступить в университет на физмат.   Рита продолжала интересоваться машинами, у которой оканчивались последние цифры на тридцать один. Ее товарищ побеспокоился и пост Гаи передвинули к парку. Это был вопрос не одного дня, а несколько месяцев. Он убедил начальство, что возле парка водители превышают скорость в надежде того, что там мало пешеходных переходов. Как бы то ни было, но он через несколько месяцев, после выхода Риты на работу позвонил ей.
- Ритусь, магарыч с тебя. Нашли мы твою машину. И вязанная кукла весит на стекле. Так, что пиши все данные на дичь.
В тот же день Рита пошла к начальнику с просьбой поднять дело из архива на до расследование.
- А если это не он?
- Он. Сердцем чую, что это он.
- Долго ты его искала.
- Он зимой не выезжает, бережет колеса. Только весной и летом.  Тогда, ему было пятьдесят лет. Женат, двое детей и трое внуков. Но, как его заставить заговорить. Бывший токарь, попал под сокращение на заводе. Склянко Сергей Борисович.
- Нужно подключать приманку. Но, кого?
 - У меня есть родственник. Он ему скажет, что рыбачил на озере и все видел. Долго искал его и наконец – то нашел. Он обязательно всполошиться, если это он.
- Разрабатывай план операции, я подпишу. Не надо никого подключать. Анонимного письма хватит. Ему на дворники его прикрепить и понаблюдать за ним.
Склянко сняв с дворника письмо заволновался и забегал возле машины. Письмо он порвал на мелкие кусочки.
- Поведение его говорит о том, что мы попали в точку.
- Будем арестовывать?
- Это не доказательство. Нужно дожимать на его признание. Вечером его возьмем, прямо в доме.
- Семья будет видеть.
- Пусть знают, какой у них папаша.
Вечером на двух машинах милиция подъехала к частному дому в поселке, недалеко от города.
Семья Склянко вечеряла. Милиция зашла в дом. Ложка вывалилась из рук Сергея.
- Склянко Сергей… вы подозреваемый…
- Срок давности уже истек,  - сказал Склянко.
- Я не сказала, в каком году это свершилось. Вот постановление на арест и обыск в вашем доме, - сказала Рита.
- А, что будете искать?
- Вещи, принадлежащие убитым. Пригласите понятых.
- Сколько прошло лет? – спросила жена Сергея.
- Около двенадцати лет. Вам никто не разрешал покидать дом, - сказала жене Сергея Рита.
- Дождь моросит, белье нужно снять с веревки, - сказала она и не реагирую на запрет, вышла в сени.
В комнату вошли понятые, соседи Сергея.
Обыск ничего не дал.
- Одевайтесь.
Сергей пошел в спальню. Жена Сергея спросила у Риты.
- Он ничего не знает, где лежит. Можно я его соберу и он переоденется в чистое белье.
В спальне жена сказала мужу.
- Это правда. Тогда ты приехал и рубашка твоя была в крови. Возьми, - сказала она и подала веревку.
- Зачем?
- Обвяжи вокруг бедер и спрячь под трусами.  Может быть, пригодиться тебе.
- Из СИЗО не сбежишь, - прошептал Сергей.
- А, ты попытайся, чтобы сыновей не позорить судом, - сказала она и вышла из спальни.
Сергей подержал несколько секунд бельевую веревку и стал наматывать чуть ниже пояса.
- Завтра допросим? – спросил милиционер у Риты.
- Сегодня. В управление его. Под протокол.
Она позвонила домой и сообщила Николаю, что сегодня у нее срочная работа и она вернется поздно ночью.
- Снова Нина будет у Наташи ночевать?
- Она же крестная мать ее, пусть думают уже о втором ребенке, смотря на нашу доченьку. Я позвоню ей.
 Рита вошла в допросную комнату с толстой папкой под рукой и чистыми протоколами.
Она положила папку с чужим делом на стол и прикрыла ее чистой бумагой.
- Рассказывайте, Сергей Борисович, как вы совершили преступление – убийство двух лиц на озере под своим поселком, где вы часто рыбачите.
- Не пойму я ничего. Я никого не убивал.
- Свидетели, говорят обратное. Есть показания двух девушек, которых вы подвозили к дому, где сидела женщина с ребенком. Показание собачника, показание двух влюбленных и все твердят о последних цифрах на номере Вашей машины.  Женщина и ребенок сели в вашу машину, куда вы их отвезли? – спросила Рита и рукой хлопнула по папке чужого дела. – Я вас искала около четырех лет. Признание, облегчит вашу участь.
Сергей не отрывал взгляда от папки.
- Если я признаюсь, то мне скосят срок?
- Обязательно, - сказала Рита, дрожащим голосом.
Она пригласила дежурного по управлению.
- Пиши протокол, а то у меня руки дрожат.
- Рассказывайте.
- Летом это было. Подвез я девчонок. Вижу симпатичная молодая женщина сидит с ребенком на лавке. Спросил, куда, мол, их отвезти. Назвала она адрес и села на заднее сиденье. Ребенок спал и она в дороге задремала. Ну, мне бес толкнул в ребро. Отвез я их на озеро. Она проснулась и стала кричать, открыла дверцу, схватила ребенка и помчалась по берегу озера, я догнал ее, толкнул, ребенок у нее вылетел из рук. Сделал я свое дело и к машине направился, вижу ребенок не шевелится, приподнял его, а у него шейка сломанная. Она кинулась к ребенку и стала рыдать над ним, а я пошел за монтировкой в машину. Ну я ее и … ударил. Лет пять мне снился этот сон, а потом, я смирился.
- Сейчас приедет дознаватель и вы расскажите подробно под протокол. Следи за ним, он склонен к суициду,- сказала Рита. – Я домой.
Она взяла папку и сняла чистые листы бумаг.
- Это же не мое дело, - закричал Сергей.
- А, кто сказал, что это ваше дело?  Наденьте на него наручники, а то сейчас у него истерика будет.
Некоторое время Рита не могла прийти в себя по поводу своего расследования. С Николаем она не поделилась результатами расследования, все выбирала время, как ему сказать обо всем, чтобы не очень травмировать его психику. Недели проходили за неделями, месяцы за месяцами и Рита решила пока не посвящать мужа в подробности гибели его матери.
За работой и семейными делами Рита не замечала, как летели годы, и седина появилась в ее густых каштановых волосах. Посидели виски и у Николая. Им уже было по сорок лет. Саша уже учился на втором курсе университета. От Вадима Николаевича письма приходили редко и они их никогда не ждали. Какая – то стена стояла между отцом и сыном,  они не объяснившись, расстались и может быть, навсегда.
Был Новый Год и в дверь кто – то позвонил. Николай пошел открывать, они ждали Виктора с Наташей. Перед Николаем стоял дед Мороз.
- Вы ошиблись дверью. Мы не заказывали Деда Мороза.
- А из Германии?
- Отец? Почему без Сюзанны?
- Мы уже два года, как разошлись. Скучно мне с ней стало жить. А точнее, она нашла молодого и красивого, а мне сделала отставку.
- Чего же ты в дверях стоишь? Проходи. Рады тебя видеть, - сказал Николай, обнимая отца.
Нина кинулась в объятия дедушки Вадима, а Саша скромно стоял у двери.
- Саша, не женился еще? - спросил дед.
- Нет.
- Значит в армию пойдешь…
- У меня плоскостопие, как у папы.
- А, у папы, как у меня. У меня, как у дедушки моего папы. Наследственное.
Пришел Виктор со своим семейством.
Вадим Николаевич целый вечер рассказывал, как живется людям в Германии.
 Только под утро Рита заметила то, как постарел свекор.
- Со здоровьем у вас все в порядке? - спросила она его.
- В основном – да. Но, есть маленькое, но... После праздников я обращусь к врачу. Устал я что – то, Рита, хочу отдохнуть.
- Надолго в Россию?
- Уже, навсегда.
- Значит нам надо потесниться. Саша перейдет в зал к Нине и освободит вам маленькую комнату.
- Я не против.
- Мы с Колей походим по гастроному, на вас оставляем детей.
- Саша уже не ребенок. Девочка у него есть?
- Не говорил он нам об этом.  Отдыхайте, пока, в нашей комнате.
Когда они вышли на улицу, Николай сказал:
- И что скажешь, моя дорогая супруга?
- По закону, до сих пор квартира принадлежит ему. Я уже первая на очереди. В этом году получу трехкомнатную квартиру, так как прописана я с детьми еще у мамы. В тесноте, а не в обиде.
- Рита, я уже почти двадцать лет работаю в женском коллективе и кажется стал мыслить, как женский пол. Ты не такая, как все. Не коробит тебя, что папаша за столько лет написал всего лишь три письма и не прислал ни одной посылки детям.
- Это его проблема, кажется, что он болен.
- Папа? Скорее мы заболеем от него.
- Не позволю, - сказала твердо Рита.
 Месяц, как Вадим Николаевич жил в семье Николая. С утра он уходил куда – то, вечером возвращался. И был подавленным. Его раздражало все и все и поэтому он все время молчал.  Он оформил пенсию и квартиру определил в собственность, что очень возмутило Риту.
- Здесь сын еще ваш прописан. Он имеет право на часть квартиры.  Как вам удалось все оформит на себя?
- Какая разница. После моей смерти, все ему достанется. Не хотел волокиты создавать для Николая.
Однажды он заговорил о том, что Нина перекладывает его вещи, и они лежат не так, как он их положил.
- Она хотела убрать в вашей комнате.  Она же не разведчик, чтобы все класть по местам для того, чтобы вы не заметили.
Это был звоночек, что ссоры будут и дальше продолжаться. Вадим Николаевич искал повод поссориться с ней и даже ухитрился подсмеяться над Сашей, что тот, до сих пор, не имеет девчонки.  Николая он задевал:
- Ты, как мать. Техникум окончил и дальше не стремился никуда. А, окончил бы институт, был бы директором фабрики.
- Я на пищевом комбинате работаю начальником цеха и это меня вполне устраивает.
- А, Риту?
- И меня это устраивает, так как я каждый праздник приношу в отдел шикарный торт.
- Торт не может иметь определение – шикарный.
За столом хихикнул Саша и мать сердито посмотрела на него.
Начальник управления, выслушав Риту, сказал:
- Потерпи, не дали нам трёхкомнатные квартиры, только двухкомнатные.
- Значит, на следующий год.
Рита поменяла тактику к Вадиму Николаевичу. Она знала о том, что его раздражает то, что она называет его папой.
- Папа, будьте аккуратней, в прошлый раз вы испачкали обои грязным ботиком.
- Почему – то я не устоял, когда задрал ногу. Чиркнул каблуком по обоях,-  ответил он.
- Папа, я оставляла деньги, чтобы вы заплатили за квартиру. Квитанции не вижу.
- Я проиграл эти деньги.
- Как?
- В автоматах. Оказывается – засасывает. Все нужно попробовать в этой жизни. С пенсии отдам тебе деньги, -  отвечал ей свекор.
- Папа, вы не помыли после себя ванну.
- Сил не хватило.
- Ты, дед говори, я за тебя все буду делать. Договорились? Мама, прекрати.
- Нина разрисовала мою книгу, а я ее из Германии привез, - пожаловался отец сыну.
И так каждый день были высказаны неудовольствия, на протяжении года.
Однажды Вадим Николаевич не ночевал дома несколько дней.
- Началось в колхозе утро. Даму в дом он приведет, - сказала Рита.
- Это его дело, а не наше. Имеет право, он же у нас холостой. Хватит возвращать ему бумеранг. Он старый и несчастливый человек.
Вечером Рита вернулась поздно. Ее встретила Нина.
- Дедушка рыгал на кухне. А теперь, он спит одетым.
Рита разбудила Вадима Николаевича.
- Вы пьяны?
- Нет.
- Вы в состоянии говорить со мной?
- Да, только меня тошнит.
- Отравление. Пошли в комнату.
Рита вытащила из шкафа, где были старые вещи, папку и подала ее Вадиму Николаевичу.
- Читайте.
- Что там написано, - спросил Вадим Николаевич, надевая очки.
- Там новое расследование по убийству вашей жены и сына.
- Новое?
- Читайте, там подробно описано убийство Нины, а я прослежу, чтобы никто не мешал Вам. Это копии из материала дела.
Рита вышла и плотно закрыла за собой дверь. Из института пришел Саша.
- Где дед?
- Не мешай ему. Он читает книгу.
- Мы в кафе сегодня собираемся. Мама, дай денежку.
- Возьми из кошелька.
- Что Луна сошла с орбиты? Ты позволяешь мне руку засунуть в твой портфель? Какая статья мне грозит?
- Саша, возьми деньги по совести, видишь, я убираю кухню, - раздраженно сказала Рита.
Саша ушел.
- Мама, можно я загляну к дедушке, - спросила Нина.
- Нет. Он занят.
Рита зашла в комнату. Вадим Николаевич смотрел перед собой.
- Сколько ему дали лет?
- Нисколько. Дело до суда не дошло. Он повесился в камере предварительного заключения. Пронес бельевую веревку.
- Почему не остановили, ведь он не один был.
- Это ночью было. Может быть, кто – то и видел. Там другие законы. Вешается, значит, ему так нужно и мешать никто не должен.
- Порой, я думал, что виноват в смерти Нины и Саши. Спасибо, Рита. Я немного успокоился.
- А, зря. Это вы виноваты в их смерти. Мог бы и Коля погибнуть. Помните, вы его выгоняли из дома в четыре утра, а он похитрее Нины оказался, отсиживался в Софье Аркадьевны, а Нина постеснялась ее будить. Не подобрать мне для вас статьи, Коля не разрешит.
- Мне уходить из дома? – спросил Вадим Николаевич.
- Как пожелаете, папочка. Через полгода мы квартиру получим и уедим в другое пространство.
Рита вышла из комнаты и взяв дочь за руку, отвела в кухню. Они стали готовить ужин.
Хлопнула входная дверь.
- Дедушка ушел.
- Он за лекарствами в аптеку пошел.
Пришел с работы Николай.
- Где отец? Где Саша?
- Дедушка в аптеку пошел, а Саша пошел на свидание с девушкой в кафе.
- Корми мужа жена.
Нина ушла из кухни. Николай рассказывал жене, какой они торт разработали на производстве.
- Будет вкуснее Киевского. А у тебя, что нового на работе?
- Расследованием занимаюсь по делу Краснова. Много темных пятен и их нужно все очистить, чтобы ясность была.
- Что – то долго не возвращается отец из аптеки, - сказал Николай.
В кухню зашла Нина.
- Папа тут написано, как твою маму убили.
Николай подскочил и взял папку в руки.
- Копия. Что это Рита?
- Это я провела новое расследование.
- Почему я не знаю об этом?
- Зачем ворошить прошлое…
- Помолчи.
Николай бегло прочитал допрос Склянко. Он сидел с серым лицом.
- И дедушка читал эту папку, - сказала Нина.
 - Читал? Значит, он читал эту папку?
Они сидели у окна целый вечер, отец не вернулся домой. Не вернулся он и на следующий день.
Рита чувствовала вину перед мужем и поэтому объявила свекра в розыск по Москве и Московской области. Николай пришел с работы и первый вопрос, который задал жене был такой:
- Не появился отец?
Рита молча покачала головой.
Николай ушел в комнату отца. Через несколько минут он вернулся, держа в руках паспорт отца и какие – то бумаги.
- У отца рак, и он сделал первую химию. Паспорт не взял с собой. Рита, помоги найти отца, прошу тебя.
Рита подошла к телефону.
- Это Маргарита. Пришли машину к моему подъезду, - сказала она. – Я привезу отца домой.
- Я поеду с тобой.
- Нет, будете ждать нас дома.
Она приехала под утро.
- Что? – спросил муж.
- Я отвезла его в больницу.
- Где он был?
- С безработными под мостом. Собирайтесь все, поедем к нему. У него рак поджелудочной железы. Третья стадия, не операбельная.
Через неделю Вадима Николаевича выписали под наблюдения терапевта и онколога. 
Рита не могла бросит работу и снова ее выручила Наташа.
Они разбили время на часы и каждый жертвуя работой и личной жизнью помогали Вадиму Николаевичу продержаться подольше на этом свете.
Вадим Николаевич пошел на поправку и все время плакал, вспоминал первую жену Нину.
Врачи говорили Рите, что самое больше свекор проживет три месяца. Наперекор смерти Вадим Николаевич, прожил еще полтора года.
Рита получила от работы квартиру. На семейном совете решили о том, что Саша останется жить с дедом. У него была уже невеста и она согласилась помогать Саше, ухаживать за ним. Вадим Николаевич, был еще в здравом уме и поэтому пригласил нотариуса, завещал квартиру Саше. Наташа разделила время ухаживания до конца жизни Вадима Николаевича. Коля ее отблагодарил, переписал другую часть квартиры, в которой они жили,  на ее мужа, Виктора – своего двоюродного брата.
- Папа, - сказал Саша по телефону – Дед плох. Приезжай.
После похорон Вадима Николаевича, родители остались пожить с молодыми и присмотреться к невесте Саши, ее звали Асей. Она понравилась Рите.
В выходной день они проснулись от запаха жаренного мяса.
- Это Ася старается. Пусть женятся и я буду спокойная за него.
Вдруг они услышали голос Саши.
- Ася, где мой левый носок?
 - Что? – вместе спросили Рита и Николай.
Ася засмеялась и сказала жениху:
- А,  ты скажи ему: «Ау, носок, где ты?», и он сразу появится. Или скажи: «Шут пошутил и отдай мне носок».
- Моих кровей девочка, - сказала Рита, улыбаясь.
Они услышали, как Саша ходил по квартире и громко кричал: «Шут пошутил, теперь отдай мне носок».
- Можем ехать домой, кажется, к нашему полку прибавилась еще одна родная душа... Пусть женятся, - сказала Рита и подумала: «Эта, не побежит ночью из дома. Впрочем, как и я, не побежала бы. Господи, прости меня за грешные мысли».
- Поехали домой, не будем молодым мешать жить своими разговорами и своими мыслями. Дочь нас ждет дома с Наташей - выручалочкой - сказал Николай, поднимаясь с дивана.
...Он простил отца давно и чувствовал свою вину, что при жизни он так и не поговорил с отцом откровенно о смерти мамы и брата. Простил отца, и отец перед смертью просил прощение у сына, просил прощение у всех и они просили прощение у него. За что они просили прощение? Они сами  толком не знали..., так как никогда отцу не приносили вреда.