Стихи и кое-что ещё

Александра Мазманиди
 глава из "Воспоминаний о послевоенном детстве"

           Помню такой эпизод: холодной студёной зимой мы с  Галей сидим на башкино-дешкиной кровати (только на ней разрешалось сидеть одетыми),  на сером суконном одеяле около печки в нашей маленькой спаленке. Тепло, уютно.  В руках у неё была большая бутыль с молоком, Галя «била» масло сливочное и, учила,  «зубрила» стихи вслух: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спаленная пожаром, французу отдана?» «Бородино» М. Ю. Лермонтова, да и другие стихи я учила вместе с ней, иногда даже подсказывала.

          Галя всегда учила уроки вслух, видно лучше запоминала. И я помню, из  учебника истории она читала что-то про капетингов.  Учителя истории они обзывали точно Капетом почему-то. С подружкой Лидой Серебрянской. Лида жила  не далеко от нас, и мы иногда ходили к ней в гости с Галей. Лида жила с мамой и старшей сестрой в квартире большей, чем наша. Тоже на втором этаже коммунального дома. Их мама была врачом-фтизиатром и каким-то партийным работником, на вид очень строгая неулыбчивая женщина. Иногда меня посылали за Галей, и я бегала к Сребрянским за сестрой, если она задерживалась в гостях. Ещё они с Лидой секретничали, стараясь меня куда-нибудь отправить, давая задания. И я с удовольствием убегала выполнять поручения старшей сестры, хотя очень хотелось послушать, о чём они секретничают. Помню, что они покупали голландский сыр (за свои заработанные чем-то деньги, кажется, сдавали макулатуру, вторсырьё) и хранили его в нашем коммунальном погребе, а когда собирались вместе, то ели его, нарезая тоненькими, почти прозрачными кусочками и меня угощали. Очень вкусным был этот сыр, как сейчас помню.
 
           Ещё Галя учила меня петь  различные песни: «Кругом стоит пшеница золотая по сторонам дорожки полевой», « В парке Чаир распускаются розы», «Догони, догони, ты теперь не уйдёшь от меня»,  «Казаки, казаки, едут, едут по Берлину наши казаки!»
 Песни были мелодичные и нравились мне. Хотя смысл песенных текстов я вряд ли понимала в ту пору, но петь мы любили всегда.

          В  детстве Галя страдала лунатизмом. Ночью она вставала и ходила по комнате, забиралась на стул, потом на гардероб пыталась вскарабкаться.
 Я пугалась, тормошила бабушку, а она говорила: «Не шуми, а то напугаешь Галю, она сейчас слезет и ляжет в кровать». Так и было. А потом у её кровати на ночь ставили таз с холодной  водой. Следующей ночью, как только она спускала ноги, они попадали в воду, она что-то недовольно бормоча, ложилась на своё место. Так продолжалось, пока она не перестала вставать по ночам.

          У  нашей Галочки была положительная реакция «Пирке» или «Манту», не знаю и бабушка ей делала гоголь-могаль, а ещё нас всех заставляли пить рыбий жир. Бррр. Так как это была отвратительная, плохо пахнущая мерзость, то башка на блюдце резала солёный огурец и слегка поливала его рыбьим жиром. И эту гадость мы кое-как, давясь, съедали с хлебом.

         Теперь рыбий жир делают в капсулах и продают в аптеках под названием «Омега 3» или « Янтарная капля». И не надо мучиться, как мы  в детстве. Красиво, полезно и приятно.

          продолжение следует