Недаром помнит вся Россия

Сергей Бурлаченко
        29 августа 1912 года в Москве состоялось открытие панорамы Франца Рубо «Бородинская битва». Произведение вызвало восхищение у зрителей. В газетах того времени панораму назвали «еще одной победой русских в великом сражении».
        Окончив Одесскую рисовальную школу и Академию художеств в Мюнхене, Франц Алексеевич Рубо стал специализироваться в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам.  В 1891 году в Мюнхене началась демонстрация  работы Ф. Рубо «Штурм аула Ахульго», посвященной взятию русскими войсками 22 августа 1839 года неприятельского укрепления в Северном Дагестане во время мятежа Шамиля. С большим успехом эта панорама экспонировалась в Мюнхене, Париже, Севастополе и Санкт-Петербурге. Летом 1901 года художник получил официальный заказ на создание панорамы, посвященной 50-летию героической обороны Севастополя в период Крымской войны 1853-1856 годов. Готовясь к написанию панорамы, Рубо тщательно изучал исторические материалы, беседовал с оставшимися в живых участниками обороны, писал этюды с Малахова кургана. В феврале 1909 года панорама была выставлена для показа в Петербурге, после чего отправилась в Севастополь.
        В конце 1909 года, когда в России началась подготовка к празднованию 100-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года, Рубо высказал мысль о написании панорамы, посвященной подвигу народа России в этой войне. Панораму решили посвятить Бородинскому сражению, а здание дня нее построить в Москве. После почти двухлетних подготовительных работ картина была написана в невероятно короткий срок — за 11 месяцев. В качестве помощников были приглашены известные немецкие художники: К. Беккер — баталист, М. Цено-Димер — пейзажист, П. Мюллер, К Форш и брат художника Ж. Рубо. О том, какими нелегкими были эти месяцы, свидетельствуют письма Ф. Рубо военному историку, профессору академии Генерального штаба Б.М. Колюбакину: «Дорогой Борис Михайлович, сегодня я прекратил на несколько дней работу… Придется мне… продать свой дом, чтобы кончить «Бородино». К началу мая 1912 года была завершена вся основная работа по созданию панорамы. В начале июня холст и детали предметного плана погрузили на специальные платформы и отправили в Москву. Туда же выехал Ф. Рубо с четырьмя помощниками и тремя рабочими, чтобы разместить панораму в здании. Почти год не могли определиться с местом для «Бородина». Только в январе 1912 года было решено построить здание на Чистопрудном бульваре. Строительство началось в начале мая, и к концу июля было в основном завершено. Около месяца затем продолжалась работа по размещению огромного (115 м — длина, 15 м — высота) полотна и установке предметного плана. Так закончилась многотрудная работа Ф. Рубо по созданию третьей, и последней, его панорамы, которая отняла у него много сил и здоровья. По окончании работы художник писал: «…панорама Бородино удачна и лучше севастопольской».
        18 октября 1962 года панорама «Бородинская битва» распахнула свои двери перед первыми гостями в новом здании на Кутузовском проспекте. Место постройки музея было выбрано не случайно: 2 сентября 1812 года, здесь в деревне Фили (предместье Москвы), в избе крестьянина Фролова, происходило историческое заседание Военного совета под председательством фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова, на котором решалась судьба столицы и судьба России.