Гудзык

Анатолий Прохоров 2
   

 
   "Раз, два-дерева. Три-чотири - вийшли звірі. П’ять, шість - пада лист, Сім, вісім - птахи в лісі. Дев’ять, десять - це сунички підвели червоні личка - учим мы в школе считалочку. В ней все понятно, даже наяву представляется – лес, звери, птички. Но в конце что-то не очень складно - сунички и личка. Ведь если сунички, то должно быть и лички! А тут - личка. Ни туды, ни сюды.
   Я учусь уже во втором классе. В табеле успеваемости за первый класс в самом низу написано: переведен во второй класс, и мне так приятно читать эту строчку! Теперь никто не будет меня дразнить "Первяк-червяк". И хотя мать говорит - переехал на трычках-бричках, я знаю, что это не совсем так. Есть у меня и четверка по пению, и даже пятерка по поведению.
   Во втором классе добавился новый предмет - украинская мова. Буквы мы уже давно прошли, да и что там сложного, они почти все такие же, как русские. Кроме некоторых. С одной из них у меня не очень приятные воспоминани еще с прошлого года. Это палочка с двумя точками вверху. В русском языке такой нет. Хотя если две буквы - "й" и "и" произнести вместе, получится эта самая.Когда в первом классе мы дошли до буквы "й", учительница написала ее на доске и повернулась к классу: "Ну, дети, кто знает, какая это буква?". А мне так хотелось отличиться, я поднял руку как можно выше, даже другой поддерживал ее под локоть. Учительница заметила меня.
   -  Ну скажи, какая это буква!
   - Ї!- вскочив из-за парты, громко ответил я, расплываясь во внутреннем блаженстве - сейчас похвалит меня моя любимая учительница.
   - Нет, неправильно, ї-это украинская буква, в русском языке такой нет. Итак, дети, как правильно произносится эта буква?
   - Ий- ий, ий,- раздалось со всех сторон, а я, наверное, очень красный, чуть не плакал. Вот такая история с этой буквой - палочкой с двумя точками. А если точка одна - это уже как русское "и". А "и" читается как "ы". Буквы "ы" в украинском вообще нет, и буквы "э" тоже нет. Вернее, есть, но пишется она наоборот- "є", и читается как "е". Нет в украинском и твердого знака, вместо него – апостроф - этакая запятая вверх тормашками. Все это мы уже знаем, что тут такого сложного? Так что украинской мовы мы не боимся, на улице только на ней и говорим. Хотя, конечно, и новое кое-что узнаем. Вот например: "Сіла Яся на стілець, розгорнула папірець" - стишок такой. Так вот, стілець- это что? Маленький стол?  Оказывается, нет! Табуретка! И правда, зачем это Ясе садиться на стол, даже если он маленький? А папірець - что? Да бумажка же! А гудзык?  Когда я его впервые услышал на уроке, то был на седьмом небе, так оно мне понравилось. Гудзык, гудзык, красота какая!  Но когда узнал, что это всего-навсего пуговица - снова очутился на Земле. А на Земле...
   - Лой чи каша?- схватив меня за пуговицу, спрашивает  верзила, наверное, из четвертого, а то и из пятого класса. Упорно смотрит на меня и ждет ответа. Ясное дело, не отпустит, тут надо что-то выбирать. Но что?
   - Лой!-говорю.
   - Лой- пувычку долой!- отвечает верзила, с силой отрывает пуговицу и бросает на землю.
   Ну и шуточки! Впрочем, все понятно. Он же не в школе это сотворил, а на улице. А школа и улица - это как два государства, у каждого свои законы.Но впредь надо быть умнее.
   - Лой чи каша?- спрашивает меня в другой раз другой верзила и держит за пуговицу. Ага, меня уже не проведешь!
   - Каша!- отвечаю я смело.
   - Пувычка ваша!- отвечает он, отрывает пуговицу и отдает мне в руки. Вот так, хоть круть-верть, хоть верть-круть! Все время надо быть настороже.   Витька Конопля где-то услышал, что нужно отвечать так:                -Не лой, не каша, пувычка не ваша, пувычка казенна, вам не подарена. А за эти схватки получите по сопатке!                Я знаю, что сопатка- это, лицо. Потому, что на нем нос, который сопит. У плохого человека, конечно, не лицо, а сопатка. Да, хорошая песенка, ответ врагу достойный. Да еще и интеллигентный- потому, что на «вы». . Хотя ясно, что все это как дуля в кармане.Потому, что обидчик твой сильнее тебя, он знает, с кем связываться. Более сильного он не тронет…               
Улица, наше постоянное место пребывания! Очень немалая школа жизни. Всего тут хватает, и хорошего, и не очень. Кто учит нас стрелять из рогатки? Да никто. Даже наоборот - забирают ее у нас, ломают рожки, рвут резинку. А назавтра у нас новая рогатка. А что тут особенного? Рожки – они на дереве растут, резинку достать не сложно-после войны столько противогазов напоявлялось!  Вырезай из них полоски, прикручивай проволочкой к рожкам и кожушку, и снова вперед, на охоту за "жидами"! Бедные воробьи. Хотя достся иногда и людям. Конечно, рогатки есть не у каждого, в  гармошка. Говорят, их из Германии демобилизованные солдаты попривозили. Блестящие, хромированные, разных размеров, с изящной гравировкой.  Все прямо такими музыкантами стали, со всех сторон раздается пиликание.Но очень быстро оно надоедает. Куда лучше пойти поиграть в ляндру. Сделать ее даже проще, чем рогатку.  Где-то надо достать "кожушок" - совсем небольшого размера шкурку с мехом, но чтобы мех этот не был коротким, ну хотя бы три, но лучше четыре сантиметра. Чтобы ляндра плавно летала вверх - вниз. Прикручиваешь проволочкой к этой шкурке грузик - плоский кусочек свинца, и все, можешь принимать участие в соревнованиях. Такой закон - у каждого должна быть своя ляндра. И везде - на улице, во дворах, возле школы , топчутся ногами команды из трех-четырех человек, считая набитые очки играющего. И часами длятся порой эти соревнования, кто больше набьет очков! Тут и удары внутренней стороной ноги с переступом, один удар - одно очко, и без переступа, так называемые "весики", один удар - два очка, и в прыжке, одной ногой из-за другой - десять очков. Ляндру никто нам не запрещает, некоторые даже хвалят - вот, мол, и игра, и физкультура. Очень азартная игра. Уступает она, может быть, только футболу. Но если для ляндры достаточно и двух человек, лишь бы было с кем соревноваться, то для футбола надо собрать две команды, да пойти туда, где есть толока, простор. "Ну что, смотнемся?"- договариваются собравшиеся, идут на свою толоку, лучше на ту, за посадкой, там простора много. И гоняют футбол небольшим мячиком до зараннее договоренного счета - до тидцати, сорока, а то и больше голов. Случается, и до сумерек, когда мячика уже почти не видно. И тогда все вдруг обнаруживают, что очень устали, и как теперь доплестись до дома. А назавтра - опять в школу, уроки качественно учить уже нет ни времени, ни сил. Пару раз пробежишь по устному заданию, письменное тоже быстренько, если получается, а то и - ладно, завтра утром у кого-нибудь перекатаю, может, и пронесет. Бывает, и проносит, а бывает, и нет, и тогда - очередная "цвайка" в дневнике со всеми вытекающим неприятностями.                Что еще про улицу можно добавить? Отношение к честному слову. Кто его дал, тому верят. И давший честное слово расшибется, а выполнит. Иначе-общее презрение.
   И еще появился предмет - чистописание. Вот чем хорош этот предмет, так то, что его не задают на дом. Пишем только в школе, списываем то, что Степан Ульянович подготовил на доске. Главное - написать красиво, чисто, без помарок. Но бывает как на зло - ты очень стараешься, а получается даже хуже, чем во время обычного письма. Не чистописание, а грязномарание. То вдруг окажется, что в чернильнице появилась лохмотка, и вот - она прицепилась к перу и тут же шлепнулась прямо на тетрадь. А чернильницы мы носим в сумке вместе с тетрадями и книжками. Многие девченки носят их в маленьких мешочках на веревочке, и у них тетради, конечно, намного чище. Бывает, клякса и без лохмотки вдруг появляется. А если не клякса - так отпечатки твоих пальцев. И смотришь на такое свое творение, от волнения грызешь кончик ручки. Ну что, перо виновато? Заменяешь его на другое - перья у нас, штуки два-три, всегда есть в запасе. Мы на них даже играем на переменах. Перевернешь чужое перо одним ловким движением своего пера с "животика" на "спинку", или наоборот, и все, забирай, оно твое. А не получилось - передавай ход. Случается, проиграешь все, что имел. Остается только то, что в ручке. И тогда, огорченный, уходишь, поругивая в мыслях Степана Ульяновича - ну почему не появился он во время и не прекратил эту игру, как иногда случалось с другими?Но не смотря на многие неприятные моменты, в школу ходить мне нравится. И я твердо решил учиться только на четверки и пятерки. Но пока это не очень получается.