Собор Парижской Богоматери

Юрий Жданов 2
                Семь чудес света плюс…

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ


                Если бы камни собора могли заговорить, то они
                рассказали бы всю историю Франции.
                Архитектор Виоле ле Дюк

Дерзновенным полетом человеческого духа рождено чудо света. Долгое время эта жемчужина готической архитектуры считалась символом средневекового Парижа.
Сегодня это главный кафедральный католический собор французской столицы. Он находится на острове Сите, обтекаемом рекой Сеной. С этого острова начался Париж.
Сверху остров кажется кораблем, плывущим по реке, а мосты, соединяющие его с берегами,- зацепившимися за берега веслами! Поэтому не зря герб Парижа- корабль, плывущий по волнам, а девиз- «Его качает, но он не тонет».

История собора сливается с историей острова. Археологи установили, что уже в каменном веке в этих местах по берегам Сены имелись поселения. А когда в I веке до н.э. здесь появились войска Юлия Цезаря, они столкнулись с кельтским племенем паризиев. Их главное поселение было на острове Сите. Этот небольшой рыбацкий поселок римляне называли Лютецией. Возможно, что название произошло от греческого «лейкос» (белый), так как берега Сены здесь богаты гипсовыми карьерами. Римляне превратили остров в свою крепость и построили на нем храм своему божеству Юпитеру- владыке неба. Многих завоевателей повидал остров: кроме римлян, были гунны, норманны и другие пришельцы. Когда храм Юпитера был разрушен, на его развалинах строили христианские храмы, поскольку место это с древних времен считалось священным. Построили здесь и храм Святого Этьенна (христианского великомученика Стефана). Постепенно поселок превратился в город и назывался он уже не Лютецией, а Парижем- от названия племени паризиев.

В XII веке парижский епископ Морис де Сюлли решил на месте храма Святого Этьенна возвести величественный собор Парижской Богоматери. Епископ стал не только инициатором, но и организатором этого строительства. Он же занялся и сбором средств на его возведение. Все парижане, от короля до нищего, приняли участие в создании собора. Долгом благочестия считалось внести деньги или посильным трудом участвовать в его строительстве.
И вот в 1163 году папа Александр III заложил первый камень собора, который в основном был завершен к 1257 году. Требования к устройству собора определялись прежде всего его культовым назначением. Собор должен был своим внешним обликом и интерьером устремлять взор вверх, к небесам. Эту устремленность вверх, торжество вертикалей собора поэтично выразил Мандельштам, сказав, что здесь «всюду царь- отвес».
В момент начала строительства в городе жили десять тысяч человек. Но ко времени завершения парижан стало во много раз больше.

Создатели собора: архитекторы, скульпторы, художники, мастера, строители оказались талантливыми творцами нового архитектурного стиля- готического. Такое название ему дали итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Термин «готический» происходит от названия германского племени готов- тех самых, которые в 410 году н.э. разрушили Рим. Называя искусство готическим, итальянцы Возрождения хотели подчеркнуть, что это искусство «варварское, грубое и примитивное» по сравнению с искусством Древней Греции и Древнего Рима!
Но сегодня мы знаем, что с такой оценкой они погорячились. Будем благодарны творцам готики за радость, доставляемую их чудо-творениями.
Создатели собора нашли способы, чтобы сделать собор как бы летящим  ввысь, значительно увеличить его внутреннее пространство и дать возможность находящемуся в соборе ощутить себя крохотной частицей Вселенной.
Это достигнуто выполнением каркаса собора из легких колонн, на него опираются облегченные стрельчатые арки и перекрытия. Вместо массивных сплошных наружных стен здесь- огромные окна с цветными стеклами (витражами), расположенные между наружными колоннами.
Когда находишься рядом с собором, глаза не могут охватить его целиком. Лишь удалившись на значительное расстояние, можно оценить размеры и ощутить его величие.
А размеры его впечатляют: 130 метров в длину, 108- в ширину, высота его двух башен- 69 метров, а шпиля- 90 метров.
Применение огромного количества всевозможных изящных архитектурных форм, являющихся подлинными «кружевами», превратило собор в сказочную симфонию из камня.
Невозможно оторваться от этого чуда, когда начинаешь его рассматривать. С разных точек собор выглядит совершенно по-разному. Его главный фасад- западный. Здесь находится главный вход. По высоте фасад разделен на горизонтальные ярусы: порталы (врата), галереи, окна, колонны и башни. Порталы человек средних веков воспринимал как преддверие рая. В соборе три портала: главный (центральный) и два боковых. Главный больше боковых, он посвящен библейским сценам Страшного суда. Левый посвящен Богоматери Марии, а правый- Анне (матери Девы Марии). По бокам порталов и над ними расположено много скульптур. Когда-то они были раскрашены и хорошо выделялись на золотом фоне. Скульптуры главного портала изображают 12 добродетелей и 12 противостоящих им пороков. Левый портал обрамлен арками с изображением знаков Зодиака, которым соответствуют скульптурные композиции (барельефы) на тему сезонных работ. Над правым порталом изображена Богоматерь с младенцем Христом, благословляющим и держащим земной шар, а также основатель собора епископ Морис де Сюлли и король Людовик VII.
Над порталами по всей ширине фасада расположена галерея. Ее двадцать восемь скульптур легендарных библейских царей- предков Христа- имеют особый смысл: считается, что каждый из этих владык является прототипом одного из королей Франции. То есть каждый французский король явился как бы воплощением древних святых.
Над галереей царей- ярус окон. Центральное- круглое («розетка») диаметром десять метров. На его фоне- скульптуры Богоматери и двух ангелов. Когда-то в руках ангелов были подсвечники, и вставленные в них свечи ночью освещали этот фасад собора. По бокам центрального окна- парные стрельчатые окна. Следующий ярус- тонкие ажурные колонны. С его карниза свисают фантастические неуклюжие существа с крыльями летучих мышей. Это- химеры, являющиеся аллегориями человеческих грехов.
Верхний ярус- две башни. Они были не только колокольнями, но и дозорными башнями. Отсюда можно было своевременно увидеть приближающихся врагов и ударами колокола оповестить парижан об опасности.
Необычными кажутся боковые подпружные элементы, примыкающие к стенам со стороны других фасадов. Они как гигантские каменные ребра воспринимают боковые (распорные) нагрузки от сводов.
Войдем в собор. Перед нами его пять продольных пролетов (нефов), разделенных колоннами. Самый широкий и высокий пролет- центральный. Высота его сводов- 35 метров. Это высота 12-этажного здания!
Центральный пролет пересекается поперечным, образуя крест- символ распятия Христа. Взор невольно скользит по вертикалям колонн и стен, сходящихся в вершине. В этом замкнутом пространстве создается ощущение, будто над головою сходится небосвод. Магический свет, льющийся через многоцветные картины- витражи сильно воздействует на эмоциональное состояние человека.
А какая здесь акустика! (В этом смог убедиться и хор «Радость», исполнивший в соборе несколько духовных произведений).
В одном из помещений собора находится музей его реликвий. За свои 800 лет собор многое повидал. По соборной площади шествовали короли и королевы Франции, а Наполеон чеканил по ней шаг, чтобы под сводами собора быть провозглашенным императором, хотя по традиции коронование проводилось в соборе города Реймса.
Собор был центром духовной и общественной жизни. В нем, кроме церковных служб, проводились празднества, мистерии, карнавальные шествия и сатирические представления, собрания горожан, заключались сделки, профессора читали студентам лекции, модницы приходили сюда похвастать нарядами, а во время опасности здесь укрывались горожане и хранились драгоценности.
Соборная площадь ранее была значительно меньше нынешней, так как полностью была застроена домишками, лавочками, мастерскими ремесленников. На ней устраивались различные ярмарки, танцы, шествия ряженых и даже игры в мяч.
Во время Великой французской революции 1789 года серьезно пострадали скульптурные и резные украшения собора. Революционеры переплавили скульптуры королей и епископов, колокола и утварь. В соборе устроили склад, затем приняли решение продать собор с торгов. Одним из предполагаемых покупателей был социалист-утопист Сен-Симон. Думали даже совсем снести собор. А в 1793 году превратили его в храм Свободы и Разума, у главного портала поставили бюсты Вольтера, Руссо, Монтескье, Франклина. На стене начертали слово «философия».
Долгое время собор был в плачевном состоянии. Но вышедший в 1831 году роман Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» привлек к нему внимание общественности. В 1841 году для спасения собора правительство приняло решение о его реставрации, которая началась в 1845 году под руководством известного архитектора Виоле ле Дюка (1814-1879). Но во время Парижской Коммуны 1871 года над собором нависла новая угроза. Коммунары убили архиепископа- настоятеля собора, развели костер внутри собора и хотели его поджечь. Лишь в последний момент один из них предупредил население об опасности, и собор был спасен. Позже он был отреставрирован и продолжает радовать и удивлять людей.
При встрече с ним многие, возможно, испытывают чувство, которое выразил польский поэт XX века Юлиан Пшибось:
… Я ощутил: что я значу, живой
Рядом с каменным чудом!
                Юрий Жданов   2000 г.

Осип Мандельштам
Notre Dame

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит Базилика,- и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,               
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом- дуб, и всюду царь- отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Жерар де Нерваль
Собор Парижской Богоматери

Собор великий стар. Хоть наш Париж моложе,
Он, может быть, его переживет. Но все же,
Когда пройдут века- ну десять сотен лет,-
Сильней окажется их сумрачная сила,
Железные его свирепо скрутит жилы,
И каменную плоть изгложет, и скелет.

И будут приходить к развалинам Собора
Всех стран паломники. Потом роман Виктора
Прочтут в который раз, и вот предстанет им
Вся мощь и царственность старинной базилики,
Как предок предстает прославленный, великий
В мечтанье иль во сне праправнукам своим!

Рассказ Юрия Жданова «Собор Парижской Богоматери» опубликован:
Юрий Жданов. Собор Парижской Богоматери.  Газета «Радость» № 12, 1999. Стр. 13; № 1-2, 2000. Стр. 11, 24)

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)