Не боги доки поднимают

Роман Шулевский
Принадлежащий Керченскому судоремонтному заводу док №2 грузоподъемностью 5 тыс.тонн затонул 18 июня 2013г. Почтенный возраст дока, недостаточное финансирование на поддержание эксплуатации и отсутствие должного ухода стали причиной масштабного неконтролируемого поступления воды в балластные танки во время доковой операции, а когда вдобавок вышли из строя два носовых ГВН (главных водоотливных насоса), никакие маневры команды дока и старания подоспевших эмчеэсовцев не смогли предотвратить посадки на грунт носовой оконечности. Чтобы не сломать док, пришлось затопить и корму. К вечеру над водой возвышались только две узких полоски башен.
Так и лежал бы док невесть сколько, если бы не смена владельца: к концу 2013 года КСРЗ был приватизирован. Новые хозяева оперативно обратились к ООО «Специализированные подводно-технические работы» - одесской организации, имеющий солидный опыт судоподъемных работ.
Первая рекогносцировка одесситов на местности состоялась в январе 2014 года, и особых тревог не вызвала: док был вдвое меньше недавно поднятого ильичевского по габаритам (длина 126 метров, ширина 29, высота башен 12 метров). Глубина акватории, на которой затонул объект, составляла 9-10м, а глубина до стапель-палубы и того меньше – 7-8м. Док практически не имел крена, а дифферент на нос составлял 1м. На столько же башни в носовой части возвышались над горизонтом воды. Не было сомнений, что испытанная стратегия -  подъем дока восстановлением собственной плавучести с помощью штатных балластных насосов плюс применение сжатого воздуха -  даст положительный результат и в этом случае.
Не вызывала особых опасений и политическая обстановка на полуострове…

В конце февраля, несмотря на холода и отсутствие видимости в воде (редко превышающей 30см), приступили к первому этапу – осушению палубы безопасности левой башни, с которой только и можно было попасть в шахты ГВН. Здесь надо подчеркнуть главное отличие дока №2 от дока №154: расположение электродвигателей ГВН не на палубе безопасности, а в глубоких шахтах, т.наз. сухих отсеках, на 10-метровой глубине.
Чего только не бывает в подобных случаях! В данном конкретном случае не было водоотливных насосов, а те три штуки, которые удалось наскрести  по сусекам завода, работали  исключительно по собственному желанию. Тем не менее, спустя две недели почти непрерывной борьбы с поступлением забортной воды, по палубе безопасности, находящейся на 2,5м ниже ватерлинии, можно было передвигаться если не в тапочках, то, во всяком случае, без резиновых сапог. Почти сразу же были осушены четыре из шести шахт  ГВН. Борьба за осушение еще двух затянулась на месяцы. Особенно «достал» четвертый отсек, деформированный давлением воды настолько, что напоминал картонный тетрапак после серии пенальти. Не единожды у спасателей появлялось желание «похоронить» этот отсек, исключив его из схемы операции, но подъемных сил и так набиралось едва-едва, и надежность других шахт особой уверенности не внушала.
Прошел месяц, запомнившийся не только рабочими буднями, но и референдумом в Крыму, шествиями с триколором, уходом кораблей керченского погранотряда, блок-постами на перешейке с маски-шоу и унизительными обысками.
Договор, тем не менее, оставался в силе, да и не привыкли эспэтээровцы бросать начатое на полдороге. После того, как все электродвигатели балластных насосов были демонтированы, приступили к герметизации наружной обшивки башен и понтонов дока, а герметизировать таки было чего! Всего сквозных проржавлений, трещин, пробоин и других отверстий набралось до трех сотен. При заделке их предпочитали металлические пластыри с пористой резиной, иногда пользовались подводным цементом или деревянными клиньями с паклей и без.
Но и это еще не все. Другой отличительной особенностью дока №2 было то, что он сильно погрузился в ил (носовой оконечностью - до 2,5м). Пространство между понтонами было запрессовано илом на всю высоту, до стапель-палубы. Здесь нельзя было, как в случае с доком №154, пренебречь силой присоса. Спасатели знали (из литературы, конечно), чем закончилась недооценка этого вредного явления при попытке подъема эсминца «Керчь». Тогда судоподъемные понтоны, вместо того, чтобы вынести корабль на поверхность, своими стропами разрезали корпус, цепко удерживаемый грунтом, пополам. В случае с доком №2 менее заглубленная корма могла всплыть раньше носа, переломив док. Да и местная прочность отсеков была на пределе (чтоб не сказать хуже). Подъемный вес дока оценивался в 2 800 – 3 000 тс, а отрывной, с учетом присоса – в 4 500тс. Т.е. следовало дополнительно откачать полторы тысячи кубов воды из отсеков, которые и так трещали по швам.
Было ясно, что без специальных работ по уменьшению сил присоса не обойтись. Большую часть работ выполнил хорошо знакомый одесситам грейферный земснаряд «Куяльник» - он прокопал траншеи вдоль обеих башен дока. Грунт у носового торца (под кринолином), в межпонтонном пространстве и в непосредственной близости к боковым поверхностям понтонов убрали водолазы с помощью гидроэжектора. Работа затянулась на месяц, но она того стоила. В результате док стоял на грунте, как на пьедестале – под скулы водолаз свободно мог просунуть руку.
Следующим мероприятием, позволяющим уменьшить  нагрузку на обшивку и балластные насосы дока, стало применение сжатого воздуха. На глубине 8м на квадратный метр стапель-палубы давит 8 тонн воды. Новая палуба на такую загрузку рассчитана, но при нынешнем ее состоянии гарантировать прочность палубного настила никто не взялся бы. Но если под палубу подать сжатый воздух, то его давление компенсирует давление водяного столба. Правда, при этом возникает другая угроза: контролировать воздушную подушку внутри танков очень проблематично, а неконтролируемая подача воздуха может привести к серьезным разрушениям отсеков. Так случилось при попытке подъема ильичевского дока 4-М в 2003 году, док тогда поднять не удалось и вряд ли удастся поднять в будущем, разве что разрезав  на части.
Но уже при подъеме дока №154 спасатели применили регулятор давления, предложенный автором этой статьи, по сути представляющий собой принципиальную переделку регулятора Шиманского, оптимизированную для подъема плавучих доков. Применение такого регулятора сводит на нет риск «передавить» отсек сжатым воздухом, облегчает работу балластного насоса, снижает загрузку на стенки отсека и уменьшает поступление забортной воды через неплотности.
Для монтажа воздушной системы водолазы сняли крышки горловин центральных танков на стапель-палубе, а затем установили их обратно, уже с приваренными штуцерами и трубами-регуляторами.
Осталось восстановить  системы дока, необходимые для сведения судоподъемной операции к почти штатной доковой. Собственно, восстановлением электромеханической части  заводчане стали заниматься, как только была осушена палуба безопасности, но темпы работ сильно отставали от водолазных. Даже незапланированные подводные операции по восстановлению поврежденных приводов балластных клинкетов  не ликвидировали этот разрыв, так что пришлось водолазам в конце мая брать вынужденный тайм-аут.
Вернулись одесситы в начале июля и сразу же приняли участие в испытаниях восстановленных заводом балластных насосов. Тянуть с подъемом никому не хотелось, тем более, что заказчик пообещал сделать подарок городу ко Дню рыбака, который приходился на воскресенье, 13 июля, и традиционно широко отмечается жителями Керчи.
Поэтому в пятницу к вечеру док был поднят. Это заняло времени не намного  больше, чем написание данной статьи, т.е. произошло достаточно быстро, хотя и не так гладко, как на бумаге. Трижды во время подъема «выбивали» автоматы – электросхема не справлялась с нагрузкой. Поэтому одновременно могли работать только пять из шести ГВН. Явно не хватало сжатого воздуха – более мощного компрессора не нашлось. Из-за возросшего давления забортной воды увеличилась водотечность, особенно первого и второго понтонов, так что долго не удавалось оторвать от грунта носовую оконечность дока. Уже после полудня водолазам удалось обнаружить и заделать несколько больших трещин в обшивке башен и понтонов, и это решило исход операции.
На следующий день керченские СМИ не обошли вниманием подъем дока – событие для города значимое, тем более, что затонул он напротив морвокзала. Успех операции приписали  фирме-заказчику и Керченскому СРЗ. Об одесских водолазах не упомянули – они не вписались в политическую канву освещения события: «Украина утопила, Россия подняла».

Ну и ладно.


Слышишь? - Время гудит:
 «ДОК!»
Значит, кончился наш
срок.
Долгожданных салютов  развеялся дым.
В Украине нас ждет
дом,
но под горлом стоит
ком…
Мы однажды вернемся сюда,
Крым!