конец 1908г

Маргарита Школьниксон-Смишко
В начале сентября у Клары Цеткин произошёл нервный срыв, который сильно напугал Костю. Роза сразу же предложила свою помощь и план действий, чтобы разрядить ситуацию. Главной проблемой была газета «Равенство», которой Клара дорожила, ведь это было её детище. Срочно нужно было найти временного редактора. Роза могла этим заняться только в сентябре, потому что в октябре у неё начинались в Берлине лекции в партийной школе. Похоже, что её предложением воспользовались, и сентябрь Роза провела в Штуттгарде, отлучившись, с 13 по 19 сентября в Нюрнберг на партийный съезд. На съезде Роза выступила с предложением ввести в программу партийной школы цикл лекций по истории социализма.  Её предложение было принято. Это был следущий шаг по осуществлению Розиной мечты: работать рядом с Костей.
Пока же приходилось ограничиваться перепиской и редкими встречами.
В конце августа в Варшаве вышел под залог на свободу юноша, для которого Роза собирала средства. В октябре он появился в Берлине и попросил отдать все его письма, которые Роза передала на сохранение Косте.

«                23.10.1908
Сладкий любимый, вчера мне было нехорошо, поэтому была не в силах вечером сходить на почту..Сегодня пойду, чтобы забрать твоё вчерашнее письмо. Его мне вечером так не хватало! Последнее время я часто бываю перевозбуждена;  Л(ео) часто приходит (по делу) и близость моего юноши меня сильно возбуждают. Я слышала, что он хочет предстать перед судом, тогда он пропал. Наверное, это следствие его отчаяния. А мне нужно молчать...Ах, Дуду, был бы ты здесь. Однако, я даже не знаю, где и как мы здесь сможем спокойно поговорить! Часто у меня голова кругом идёт, как на этот раз удастся всё устроить. Но не приезжай из-за этого раньше, чем хочешь, у меня всё равно сейчас работы выше головы, и ещё я хочу до твоего приезда закончить свою польскую работу...
Любимый, и здесь холодно и серо, бедные шмели все замёрзли. Встреча с ними произойдёт лишь весной!
Если бы и мне весна смогла принести избавление.
Оставайся спокоен и весел, дорогой, целую тебя.
Не забудь письма моего юноши.»

Роза призывает Костю не волноваться, потому что сама в расстроенных чувствах.

«27.10.1908, вторник
Любимый, я не сержусь, что ты хочешь приехать лишь в пятницу, но тогда суббота была бы мне ещё более подходящей...
Дорогой мой, ты так привязан к лесу, саду и природе. Ты должен мужественно себя спросить, не лучше ли бы было, если бы ты там остался. Поверь мне, я бы на тебя за это совершенно не рассердилась. Я чувстую такую ответственность, когда вижу, чего тебе это стоит, приехать в Берлин, и я должна при этом знать, что ты это делаешь только для меня! Я очень боюсь твоего здешнего присутствия, как на тебя всё подействует...И ещё одно.  Со мной сейчас так, что может быть я вообще не буду преподавать в школе, мне нужно будет отключиться, это выяснится на днях. Тогда я до нового года уеду на юг. В этом случае ты здесь не выдержишь. Надеюсь, что завтра смогу тебе написать определённое, хотя мне решение уехать даётся ужасно трудно, ведь оно будет связано с финансовыми потерями, не учитывая всего остального. Поэтому, если хоть как-то получится, я постараюсь дальше работать.
Дорогой, завтра я тебе напишу, но ты подумай, что касается тебя. Во всяком случае ты знаешь, что можешь остановиться у Х(аннеса Дифенбаха) или в комнате рядом.
Целую                Ниуниа»

Костя приехал и остался примерно до середины декабря.
Рождество Роза встретила в семье Клары Цеткин, где готовиться к нему, как во всех порядочных немецких семьях, начали заблаговременно.

«                14.12.1908
...Это хорошо, что у вас уже пекутся вкусные вещи; я порядочно соскучилась по чему-то хорошему, здесь этого нет, а кондитерские меня не привлекают.»

Так закончился не самый трудный для Розы год.