Меценат, актриса и хирург

Сергей Бурлаченко
        11 июля 1810 года была торжественно открыта Шереметьевская больница при Странноприимном доме графа Шереметьева. Ныне это Московский городской научно-исследовательский институт скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
        Граф Шереметьев вошёл в российскую историю как театральный меценат и основатель в Москве Странноприимного дома. В 1801 году состоялось  венчание графа-мецената с бывшей крепостной актрисой Прасковьей Жемчуговой (в девичестве Ковалевой), после чего новоиспечённая графиня приняла деятельное участие в предприятии по строительству богоугодного заведения на Сухаревской площади. Первоначальный проект больницы выполнил талантливый архитектор Елизвой Назаров. Позднее Шереметьев привлёк к работе итальянского зодчего Джакомо Кваренги. В 1804 году были заложены четыре флигеля: Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский. По преданию под фундамент будущей больницы положили старинные серебряные монеты, которые многие пациенты и по сей день находят в своих палатах. Как гласит одна из легенд, странное появление монеты в палате больного – верный знак того, что больной идет на поправку.
        Сам граф Шереметьев ушел из жизни в 1809 году, а торжественное открытие Странноприимного дома состоялось через полтора года после смерти его учредителя. Больница Странноприимного дома помогала страждущим во все времена. Так, в 1812 году она одинаково принимала как русских, так и французских солдат. До сих пор в медицинском музее при институте имени Склифосовского хранится история болезни князя Багратиона. А революции 1905 и 1917 годов уложили на соседние койки белых и красных. Здесь традиционно старались помочь каждому вне зависимости от благосостояния, национальной принадлежности или положения в обществе. Политика врачей сводилась лишь к одному разделению – на больных и здоровых. В 1918 году название Странноприимного дома было упразднено, и благотворительное заведение превратилось в обычную клинику. В 1919 году здесь была организована Московская городская станция скорой помощи, а в 1923 году Шереметьевская больница стала НИИ скорой помощи имени Н.В.Склифосовского – великого русского хирурга и ученого.
        Про «Склиф», как дружелюбно зовут клинику москвичи, ходит множество легенд и мистических историй. Так, в 90-х годах XIX века здесь проходил медицинскую практику некий студент-нигилист, не веривший ни в предзнаменования, ни в высшие силы. Как-то ему рассказали о подземелье под институтом, откуда якобы доносятся странные звуки. Студент решил самолично проверить эти слухи, спустился в подземелье – и с тех пор неверующего студиозуса никто не видел. Наш современник, парапсихолог Алексей Грядущий абсолютно уверен в необычности места, где стоит «Склиф». Он полагает, что здесь сходятся два потока энергии - живой и мёртвый. И именно поэтому из подземелья под больницей персонал иногда слышит необычные звуки.
        Но вернемся к реалиям. Например, интересен тот исторический факт, что сам Николай Васильевич Склифосовский в Странноприимном доме ни разу не был. Но, тем не менее, имя великого хирурга не случайно оказалось в одной строке с Шереметьевым и Жемчуговой. Ведь большую часть своей жизни он посвятил благотворительности и людям, прошел несколько войн, написал множество научных работ. На дверях его усадьбы даже висела такая же надпись, как и у Шереметьева: «Сгорая сам, свети другим». Считается, что он морально поддерживает врачей и вселяет в них уверенность. Врачебная интуиция и чутьё на диагнозы - вот те качества, которые знаменитый хирург «помогает» открыть в себе своим коллегам. Поэтому лечиться «в Склифосовского» - перспектива если и не   полного, то практически гарантированного выздоровления.