Фильм В доме

Марина Лебедь
Фильм – очередная попытка Озона подвергнуть разрушению тривиальные представления зрителей.

Герои - обычные люди, не слишком идеальные, не чересчур разумные и не безусловно удачливые. Именно поэтому «В доме» - шкатулка с секретом: фильм о подглядывании за  чужой жизнью, но его просмотр как раз и создает иллюзию проникновения в личное пространство реальных людей.

Первые кадры оставляют впечатление размеренного и спокойного наблюдения за устоявшимися, спокойными отношениями немолодых супругов, скучной школьной жизнью. Но за неторопливой повседневностью, спокойной поверхностью благополучной семьи скрывается целый водоворот проблем и тайн: глубокий кризис в cемейных отношениях, творческая нереализованность, интеллектуальная несостоятельность, амбивалентная сексуальность, скрытое появление гомосексуальных наклонностей у зрелого, гетерономного мужчины. Сексуальное на грани, но не за гранью перверсий: влечение юного мальчика к зрелым женщинам, юношеская дружба-любовь, гомосексуальность как элемент процесса передачи знания и интеллектуального опыта.

Конгломерат личных и сексуальных проблем пронизан оригинальными рассуждениями о литературе и искусстве.

Самый глубокий и неоднозначный образ - Жермен. Невзрачный, в мешковатой одежде, обычный школьный учитель, примерный семьянин - он вписывается в стереотипы школьной жизни только внешне. В душе он бунтарь – и итог закономерен, – вроде бы и «преступление» не велико, но в качестве наказания его внутренняя маргинальность обретает статус свершившегося и свершенного факта. «В доме» - сторителлинг - даже спустя неделю после просмотра продолжаешь размышлять о том, что то, что внешне выглядит трагедией, иногда таковым не является. Лишенный социального признания и материального благополучия, Жермен обретает нечто большее, нечто более важное - свободу и самого себя.

«В доме» - серьезная, качественная, оригинальная работа. Лишь одно сожаление остается после просмотра – почему таких изысканных психологических драм так мало?