Летящая история Ходынки

Сергей Бурлаченко
        3 октября 1910 года на Ходынском поле открылся первый московский аэродром. Начало эры регулярного воздухоплавания было скромным: тогда на пожертвования любителей авиации были сооружены одна взлетно-посадочная полоса и шесть ангаров для аэропланов.
        Ходынское поле упоминается в летописи XVII века, а река Ходынка (она же Ходынь и Ходыня), трехкилометровый приток речки Таракановки – гораздо раньше, в веке XIV.
        По имени речки сначала был назван Ходынский луг, а затем и обширное поле. Его современные границы очерчены Ленинградским проспектом, Беговой улицей, Хорошевским шоссе, проспектом Маршала Жукова и Живописной улицей. Более ста лет назад эта территория, ямистая и овражистая, застроенная Николаевскими казармами, использовалась главным образом для военных учебных занятий и массовых народных гуляний в дни больших государственных праздников. Окраина города, широкая, хорошо просматриваемая площадь – эксклюзив для свободного, но подконтрольного народного волеизъявления. В 1896 году Ходынка прославилась мрачной трагедией – гибелью 1389 человек во время празднования коронации императора Николая II.

Я сорок лет в Москве живу,
Я сорок лет Москву люблю.
В Ходынке мне бока намяли,
Ее я славно расписал…,

        - писал о том событии Владимир Гиляровский. В 1903 году Ходынское поле пересекло кольцо Московской окружной железной дороги; в 1908–10 годах здесь была построена крупнейшая на то время городская – ныне Боткинская – больница.
        И вот 17 июня 1910 года  история Ходынки оставила грешную и многострадальную землю и рванула к небесам. Общество воздухоплавания объявило о положительном решении штаба Московского военного округа по выделению земли на территории Ходынского поля под летное поле. Официальное открытие состоялось спустя четыре месяца,  3 октября 1910 года в присутствии военного начальства и многих русских авиаторов. Первый взлет с аэродрома совершил М. Ф. Де-Кампо-Сципио. 3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелеты по маршруту Москва-Кенигсберг-Берлин. А еще через год, 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутригосударственные пассажирские рейсы Москва – Нижний Новгород. Путь в 420 км преодолевался за 2,5 часа. Полеты выполнялись на четырехместном моноплане АК-1. В 1926 году Центральный аэродром имени Л. Троцкого получил имя Михаила Фрунзе. Через пять лет рядом с летным полем возвели в то время один из самых крупных в Европе аэровокзалов, из-за чего ближайшая станция метро в 1938 году получила имя «Аэропорт».
        Над Ходынкой остановился мотор истребителя И-180, который пилотировал Валерий Чкалов… А 9 мая 1945 года здесь приземлился самолет летчика А. Семенкова, доставившего в Москву акт о безоговорочной капитуляции Германии.
        В 1971 году здесь «вставал на крыло» Ил-76, а в 1976 году начались полеты Ил-86. В окрестностях поля были построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева. Последний самолет взлетел отсюда 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии. В том же году аэродром был закрыт, на остатках взлетной полосы расположилась брошенная авиационная техника. Девять лет назад неподалёку от Ходынского поля открылся после реконструкции Парк авиаторов, на одной из аллей которого был установлен памятный знак в честь 108 летчиков, погибших на Ходынском поле, а также 35 тысяч лётчиков, погибших в Великую Отечественную войну.