И пришёл к нам Новый год

Сергей Бурлаченко
        20 декабря 1699 года вышел Указ Петра I о переносе празднования Нового года в России с 1 сентября на 1 января. На исходе первой трети 7208 года от Сотворения мира по царскому повелению у нас наступил год 1700. 
        Именной указ назывался «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира». Эту реформу сам Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».
        Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «По большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своем дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же». Свидетельствуют, что царь сам первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому Указу, началась потеха и по всей Белокаменной.
        Всё стало, как в Европе. Но расхождения в дне прихода Нового года оставались еще пару веков, что было связано с тем, что жили Россия и Европа по разным календарям. До XV века (возможно, также и до принятия христианства) на Руси Новый год наступал 1 марта по юлианскому календарю. В 1348 году состоялся Собор в Москве, на котором положено было начинать год с сентября, а не с марта. Поэтому с XV века новый год начинался 1 сентября. «Парижский словарь московитов» (XVI век) сохранил русское название новогоднего праздника: Первый день во году. Однако к 1700 году большинство государств Европы уже перешли на григорианский календарь, поэтому Россия стала праздновать Новый год на 11 дней позже, чем в европейских странах. Только начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с григорианским календарем. С 1930 по 1947 год 1 января в СССР был обычным рабочим днем. 23 декабря 1947 года, указом Президиума Верховного Совета СССР 1 января стало праздничным и выходным. По закону от 25 сентября 1992 года в России и 2 января стало выходным днем. С 2005 года в России с 1 по 5 января были установлены новогодние каникулы, и эти дни объявлены нерабочими, а с учетом выходных дней и Рождества — официального праздничного дня – новогодние выходные  и теперь длятся не менее 10 дней.
        Кстати, ни в Европе, ни на других континентах Новый год так долго не отмечают. Так что ссылаясь на Петра Великого можно сказать, что и праздник у нас с течением времени тоже стал Великим.