Кузьмичи

Михаил Кречмар
В 1995 году на экраны вышел фильм «Особенности национальной охоты в осенний период», ставший одним из самых популярных российских фильмов позднейшего времени. Относиться к этому фильму можно по-разному, но уж мы-то, охотники, смотрели его все. И, естественно, помнили пожилого егеря Кузьмича, который, в общем-то, оказался настолько архетипичен, что дал условное обозначение всему многочисленному племени егерей. И стали они зваться – «кузьмичами».

С одной стороны, «кузьмичами» стали называть всех егерей, с другой – акцент в этом названии сместился в сторону негатива. То есть, под «кузьмичом» подразумевается обычно сильно пьющий, вороватый полунищий мужик из тех, что ну – себе на уме. При этом, если говорить объективно, «кузьмич» - это и тирольский егерь, и африканский ПиЭйч, и старательно косящий под ковбоя проводник охотничьих туров где-нибудь в Роки Маунтинс. Только там он – ковбой или пиЭйч, а у нас – «кузьмич». Такие вот особенности национальной охоты, понимаешь.

И тут мы переходим к тому, что регулярно обсуждаем на страницах нашего и других журналов – без особого толка, впрочем. Мы переходим к охотничьим традициям. Которые в России подразумевают все что угодно, но только не культуру сопровождения клиента. Доезжачие, подобные Даниле в «Войне и мире», ушли в прошлое вместе с дворянским бытом, работу по обслуживанию советской элиты (в том числе и на охоте) приняло на себя КГБ и внутренние войска, а на охотничьих базах охотобществ – развелись многочисленные «кузьмичи». А если где-то на такой базе работал настоящий Егерь – Егерь с большой буквы Е, то его знали и в ближайшем райцентре, и в областном городе, и, зачастую – в самой Москве. И на охоту к такому Егерю стояла очередь.

Однако, реалии новой России потребовали гораздо более многочисленной армии егерей, нежели та, что существовала в советское время. И тут началось… О методах поиска и найма людей в егерскую службу может быть написано столько, что ПСС В.И.Ленина может быть сочтено убогим конспектом нерадивого студента. Внес в эту егерскую мобилизацию свою лепту и ваш скромный слуга – даже курсы организовывал для гидов-проводников… Вот, помнится однажды…

Впрочем, места в моей колонке и так немного, отложим до лучшего раза.

О некоторых закономерностях я, тем не менее, скажу.

Средний российский егерь – это уже немолодой человек. И моложе он не становится. Кроме того, он не берется ниоткуда. Чаще всего – это не прижившийся в обществе человек, или, как принято говорить сейчас – социофоб. Причем не очень успешный. Будет ли лузер-социофоб хорошо работать в сфере обслуживания?

Тот-то же.

Кроме того, у егеря нет путей к росту. Максимум, до чего он может дослужиться – до директора охотбазы. Кроме того, в егеря часто идут люди, имеющие егерский заработок как дополнительный доход к своему, иногда достаточно богатому, подворью. То есть, изначально должность или подразумевает отсутствие больших амбиций; или подворьем у такого «крепкого хозяйственника» очень быстро становится охраняемый им лес.

Ну и, прежде всего, у нас отсутствует система обучения егерей как таковая – которая бы соответствовала образованию в профессионально-технических училищах и давала бы некий системообразующий базис для человека, который хотел бы освоить именно эту, а не какую-нибудь другую профессию.

Далее, у нас отсутствует система государственной сертификации егерей, гидов-проводников и профессиональных охотников – наподобие той, что существует в африканских странах и дает право вооруженному человеку сопровождать клиента – работать вот в этой самой сфере обслуживания.

А ещё сообществу людей, которые называют себя «профессиональными охотниками» (а «профессиональный охотник», осмелюсь заметить – он потому и профессиональный, что зарабатывает охотой себе на жизнь) давно пора формализоваться и попробовать пожить своей жизнью – начать проводить семинары, курсы, собственные соревнования и праздники. Да, узок круг этих людей, но именно популяризация их деятельности позволит начать им развитие в совершенно неожиданных направлениях. Тогда и появится у наших егерей, ПиЭйчей и гидов-проводников собственный кодекс поведения, стиль одежды и осознание своего места в охотничьей иерархии.

А профессия егеря превратится из должности профессионального неудачника в уважаемое ремесло.