Большая история Большого

Сергей Бурлаченко
        28 марта 2011 года исполнилось 235 лет со дня основания Большого театра. В этот день в 1776 году появился Московский Публичный театр, выросший со временем в Большой – в Государственный академический Большой театр России (ГАБТ).
        Известно, что театр начинается с вешалки. Это афоризм. Хороший афоризм живет в пространстве между семантикой и метафизикой. Но так как афоризм про театр и вешалку плохой, он не вырвался за пределы гардеробной.
Здесь история другая. Известный меценат, московский губернский прокурор князь Петр Урусов был одержим страстью к Мельпомене и располагал средствами. Имея труппу в 43 человека, дававшую представления в пристройке к дому графа Воронцова на Знаменке, он мечтал о больших спектаклях и настоящем театре.  Князя поддерживал выпускник Оксфорда Маккол Медокс. Англичанин приехал в Россию обучать математике будущего императора Павла I, но изменил науке во имя театра. С иностранцами такое случается, особенно в России. В итоге князь получил высочайшее соизволение императрицы Екатерины II «содержать… театральные всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады…, а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять…». Медокс, преданный князю и огням рампы, ликовал.
        Дальше, по всем классическим канонам, разыгралась грандиозная пьеса с пожарами, сменой места действия и действующих лиц, драматическими коллизиями и героическим финалом.    
        П. Урусов начал строительство театра на улице Петровка, на том самом месте, где ныне стоит Большой. Но театр Урусова сгорел ещё до его открытия, и князь передал дела  своему компаньону-англичанину, который, собственно, и построил Большой Петровский театр. Однако 8 октября 1805 года здание сгорело, а новое, выстроенное архитектором  Карлом Росси на Арбатской площади, будучи тоже деревянным, сгорело в 1812 году, во время нашествия Наполеона.
Но в дело уже вступила метафизика, от которой два шага до Большой Истории. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте архитектором Осипом Бове по проекту ректора петербургской Академии Алексея Михайлова. Театр открылся  18 января 1825 года представлением «Торжество муз» — сюжет в аллегорической форме рассказывал, как Гений России, объединившись с музами, из развалин сгоревшего Большого Петровского театра Медокса создал новый. Об этом открытии сохранились воспоминания Сергея Аксакова: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение». 11 марта 1853 театр вновь сгорел. Пожар сохранил только каменные внешние стены и колоннаду главного входа. За три года театр был восстановлен под руководством архитектора Альберто Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. На фронтоне был установлен гипсовый двуглавый орёл — государственный герб Российской империи. Театр открылся вновь 20 августа 1856 года.
        Сейчас Большой театр для нас – это Майя Плисецкая, Ульяна Лопаткина, Галина Вишневская, Владимир Моторин и др. Но забывать имена Петра Урусова и Маккола Медока не стоит. Ибо театр, как мы договорились, начинается не с вешалки, а с любви. А она – великая и всесильная – никогда не кончается.