Бесшабашные шабашники

Сергей Бурлаченко
        15 октября 1956 года прошло первое собрание труппы театра «Современник». В Москве появился театр, которого давно ждали: искренний, молодой, дерзкий и отчаянный, смело говоривший со сцены то, о чем думала вся страна.
        Если следовать истории, то столицу группа выпускников Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко взбудоражила несколько раньше. 15 апреля 1956 года, ровно в 12 ночи, на учебной сцене она показала спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке Олега Ефремова. Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков и другие молодые артисты - по сути, воспитанники и наследники мхатовской школы - взорвали театральную бомбу. «Забронзовевший» МХАТ, орденоносный и великий, почувствовал, что согрел на своей груди ядовитую змею. «Студия молодых актеров» (так называли себя будущие «современниковцы») откровенно заявляла, что традиции Станиславского забыты, реализм предан, советский театр играет мертвичину про выдуманную жизнь рабочих и колхозников и нужно все в корне менять.   Старые актеры МХАТа называли членов Студии «еле живые» и мрачно шутили: «Вот они, наши будущие гробокопатели». И глухо их отторгали. Это и побудило создателя Студии Олега Ефремова основать новый театр.
        И тогда случилось  чудо. Бесшабашным неореалистам, не имевшим ни длинной руки в высоких кабинетах, ни именитых заступников, ни партноменклатурных рекомендаций, свой театр открыть разрешили. Такого в Москве не было лет двадцать-тридцать. И не могло быть по определению, то есть там, где уже есть Минкульт, МХАТ, памятники основателям и любимые живые народные артисты.  Но один умный человек, тихий, скромный и незаметный, мхатовский экономист Заявлин, подсказал Ефремову и его ученикам, как обойти бюрократические рогатки. По стране колесили бригады «шабашников», которые заключали официальные договора с госпредприятиями (в основном, колхозами и совхозами) и строили небольшие объекты: элеваторы, коровники и т.д. и т.п. Такие работы не воспрещались. «Студии молодых актеров» удалось заключить такой договор с МХАТ, и фактически она стала бригадой «шабашников», которая занялась производством художественного продукта – драматического спектакля.
Через полгода всем стало ясно, что бригада на самом-то деле – это новый театр. Авторы понесли туда пьесы, пресса печатала восхищенные рецензии, зрители рвались на показы.  Ефремов и единомышленники поняли, что надо искать имя. Вот как об этом рассказывал Игорь Кваша в интервью «Русскому журналу»: «…Мы стояли на лестнице, Ефремов, я, «папа Веня» - наш ректор Вениамин Захарович Радомысленский, и Солодовников (директор МХАТ) сказал: «Ребята, пора название придумать. Вы превращаетесь в коллектив, который знают. «Студия молодых актеров» - не годится...» Мы тут же начали придумывать, набрели на слово «Современник». Стали сомневаться: «Нескромно... Знаменитый журнал Пушкина носил это имя». Но Солодовников возразил: «Наоборот - хорошо. Будете преемниками».
        Так в Москве появился «Современник» - театр, ставший одной из ярчайших примет советской «оттепели». Получив здание на площади Маяковского, рядом с рестораном «Пекин», он надолго стал местом паломничества тех, кто ждал преображения страны, превращения ее в культурный, гуманный, духовный эпицентр жизни. Многое у «современниковцев» получилось. Не все, о чем мечтали, но вряд ли у мечты есть пределы.  Театр перебрался в здание на Чистопрудном бульваре и уже 58 лет работает, гастролирует, берет новые рубежи. Его основатели стали ветеранами. Знаменитыми, заслуженными, любимыми. В театре рождались студии, но у детей затмить отцов пока не получалось.  Но однажды - получится. Когда новым временам потребуются свои современники.