Страх Афганистана

Александр Анайкин
Известно, что в СССР была драконовскижёсткая цензура. Например, на одном из наших самарских кладбищ похоронено несколько экипажей пассажирских лайнеров. Есть среди этих могил и экипаж, который погиб непосредственно на поле нашего аэропорта Курумоч. Об этой трагедии знал весь город, но официальная пресса молчала, словно воды в рот набрала. Такое положение с фактами жизни говорит не только о трусости власти перед своим народом, но и о недостатке ума этой самой власти. Мы даже глобальные мировые события умудряемся засекречивать. Я, например, хотя и посещаю регулярно книжные магазины, ни разу в жизни не видел на прилавках книг по истории о Первой мировой войне. Да наши книжные магазины, вообще, представляют из себя жалкое зрелище своим скудным ассортиментом литературы. Конечно, по сравнению со временем «развитого социализма» и такой жалкий набор литературы для нас является громадным прогрессом, но, тем не менее, о многом, очень о многом, нашим людям вообще не говорят. Поэтому и возникают такие несуразные рубрики, с нелепым названием, как «тайны великой войны», когда российскому народу сообщают дозированный курс школьной истории развитых государств, где нет такой тупой цензуры. Неудивительно, поэтому, что меня просто поразила на прилавке книжного магазина книга Валентина Рунова об афганской войне с интригующим названием «Все боевые операции». Книга чисто советская по изложению материала, то есть куцая и какая-то боязливая. Сразу видно, что автору дико свои лекции в военной академии предавать публичной огласке. И, тем более, автор панически боится излагать своё личное мнение об афганской войне. Только официоз. Так, конечно, значительно безопаснее. Вот и повторяют наши историки и военные, как попугаи, одну и туже версию событий. Например, ту, что «Решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 года». Хотя, о чём пишет и преподаватель академии Рунов, уже за год до этого решения советская авиация совершенно бесцеремонно совершала полёты над территорией Афганистана. Управляли этими самолётами, имеющими афганские опознавательные знаки, советские пилоты таджикской и узбекской национальности.
Но, если военные самолёты летают над территорией другого государства, словно у себя дома, это что, не вторжение? А что это тогда такое?
Вообще, СССР, если говорить откровенно, вёл себя с более слабыми государствами крайне бесцеремонно, поистине с имперской наглостью. Вообще имперское хамство в СССР достигало порой таких масштабов, что приходится только удивляться. Например, при беседе с министром иностранных дел Иденом 16 декабря 1941 года, Сталин вносит бесцеремонное предложение о реорганизации европейских границ после войны.
Огромная территория СССР оккупирована немцами, десятки миллионов советских граждан находятся на оккупированной немцами территории, миллионы солдат и офицеров советской армии находятся в плену, а Сталин рассуждает о том, какие границы он желал бы видеть после войны в Европе. Причём мнение Чехов или Поляков, или Югославов, или Румын его вообще не волнуют. Вроде бы эти государства, границы которых он так рьяно меняет, вовсе и не имеют никаких прав. Поневоле начинаешь сомневаться не только в порядочности Сталина, но и в его умственной полноценности.
Вообще во внешней политике характерной чертой советской власти является стремление самым бесцеремонным и грубым образом навязать другому государству свою систему ценностей. По советским понятиям никто не может считаться другом, если не принял советских убеждений. Точно так же произошло и с Афганистаном. Мы ещё и СССР называться не стали, а уже полезли со своими порядками в чужой монастырь. Так и лезли всё время, стремясь превратить соседа в социалистическую республику. Но, дело то в том, что афганцы не дураки и совершенно не желали создавать у себя социалистический рай. Пример СССР был тому порукой. Они же видели, что означает для скотоводов Казахстана или народов Севера советизация. Всех этих кочевников, которые имели как минимум по нескольку сот голов скота, а подавляющее большинство кочевников имело тысячи голов скота в собственности, советская власть просто уничтожила физически, как класс. А в других регионах страны советов лучше что ли было? Нет, тот же кровавый террор. Так на кой хрен людям нужен был этот хвалёный социализм? Естественно, что народ Афганистана воспринял вполне правильно ввод советской армии в свою страну, нашу армию восприняли просто как оккупантов. Да так оно и есть. Неудивительно, что на борьбу с советской оккупацией поднялся весь народ. У советских солдат буквально земля горела под ногами. Именно поэтому главной заботой за всё время оккупации Афганистана у советской армии основной задачей оставалась забота о себе, о возможности доставить необходимые грузы своим войскам, сохранить свои жизни.
К тому же советские солдаты совершенно не понимали, что они делают в этой стране.
Хочу в связи с этим вспомнить Вторую мировую войну. Ведь в советской армии были не только миллионы сдающихся в плен солдат и офицеров, но и огромное количество дезертиров и уклонистов, численность которых насчитывала миллионы. А сколько было самострелов? В госпиталях находилось более десяти процентов самострельщиков. Это наши данные, а не чьи-то ещё. Недаром же в нашей армии было расстреляно как минимум несколько сот тысяч своих же военнослужащих. Ни в одной другой армии мира такого количества расстрелянных не было. Ведь это не полки и не дивизии, это уже целые армии, уничтоженных своими же.
К чему это я вспомнил Вторую мировую? Да к тому, что в Афганистане у нас очень большой процент инфекционных болезней наблюдался. Порой в госпиталях находилось с гепатитом и прочими заразными болезнями столько же народа, сколько составляет численность армии. Это наша статистика. А ведь СССР обычно приукрашивает статистику. Мы, напомню, и после Второй мировой войны потеряли сначала всего лишь семь миллионов человек. А потом, лет через двадцать, сразу прибавили к этой цифре ещё двадцать миллионов. Долго же мы считали потери. Но, учитывая наше равнодушие к человеку, нашу неимоверную жестокость, нашу любовь к фронтальным тупым атакам, думаю эту цифру можно смело удвоить. Но, это моё мнение, которое я никому не навязываю.
Но вернёмся к заразным болезням. Что это за болезни? Да это такие болезни, которыми можно запросто заразиться. А что лучше, по мнению солдата, находиться на излечении в госпитале или ждать, пока тебе мина оторвёт яйца, или снайпер не снесёт башку, не понятно за какие мировые интересы?
Это ведь только в тупых российских фильмах, сделанных по принципу безмозглой советской пропаганды, советские солдаты просто рвутся в бой. Например, фильм «9 рота» с её психованным прапором. Для фильмов Феди Бондарчука вообще характерна некая глупость в постановке фильма. Помню, когда я после просмотра фильма «Сталинград» смотрел по каналу «Культура» передачу с участием создателей этого фильма, то меня крайне удивил некий дибилизм этих людей. Например, они восторгались своей созданной сценой, где показана квартира, уцелевшая после бомбёжки и, где они разместили и массу мебели, и огромное количество книг. То есть люди, располагая интернетом, даже не удосужились посмотреть погоду на тот период, который был изображён в фильме. А погода являла 19 градусов мороза. Это значит, что всё, что может гореть, было бы людьми пущено в костёр. Да и без мороза людям необходимо не только согреваться, но и варить себе пищу. И вот эти именитые создатели не понимали даже такой малости, что квартира не будет полна мебели, всё будет сожжено. Ведь никто ни газ, ни дрова, ни уголь людям не доставит. Ведь в фильме очень важно обращать внимание на мелочи, которые вовсе и не являются таковыми, потому что именно мелочи делают фильм правдоподобным. Наши же фильмы зачастую такого качества, что создаётся мнение, будто их создавали умственно неполноценные люди.
Но почему я вдруг заговорил о кинематографе? Да просто вспомнил кадры бодрого выхода наших войск из Афганистана, когда они шагают через мост. А как было на самом деле?
Вновь вернусь к книге преподавателя академии Рунова. Он откровенно пишет, что в Афганистане «разрушениям подвергались практически все мосты на  направлениях движения советских войск». Конечно, мост у государственной границы разрушен не был, но я не о нём, а о тех трудностях, которые подстерегали наших солдат в Афганистане. Ведь такой результативности боевых действий, какой достигали афганские партизаны в войне против советской армии, не достигали даже наши хвалёные партизаны времён Второй мировой войны. А ведь прежде, чем ступить на мост через государственную границу, войска должны были зачастую пройти путь полный опасности в сотни и тысячи километров. Да даже глуповатый фильм «9 рота» признаёт этот факт. В самом деле, ведь если афганские партизаны так яростно нападали на отставшую, как мы утверждаем, забытую роту, то ведь это значит, что и остальные войска выходили, истекая кровью, постоянно подвергаясь обстрелу, попадая в засады, подрываясь на многочисленных минах, среди которых было много пластиковых, против которых бессильны миноискатели. Приведу для наглядности статистику из книги преподавателя Рунова, где он сообщает, что лишь за десять месяцев 1986 года советские сапёры обезвредили 35 тысяч мин и 650 фугасов. А сколько не обезвредили? Сколько подорвалось наших солдат, если только за такой короткий промежуток времени было обезврежено десятки тысяч взрывных ловушек?
В связи с этим хочется сказать о том уважении, которое испытываешь к армии США, когда видишь, что это государство не скрывает потери своих солдат и об этих потерях сразу становиться известно народу страны. В связи с этим, мне сразу же вспомнились многочисленные иностранные документальные фильмы о войне. И когда ведущий передачи объявляет конкретные цифры потерь, то у меня возникает чувство уважения и к этой системе и к этой армии, которая не боится правды, даже если она и горька. Тем более испытываешь уважение, потому что хорошо понимаешь нашу трусливую и насквозь лживую систему. Ведь даже спустя десятилетия после окончания Второй мировой войны, у нас невозможно найти достоверные данные о потерях наших воинов. Да, даже в этой Афганской войне у нас количество подбитой, потерянной техники превышает людские потери. Такого вообще нигде не наблюдается. Ведь с гибелью одной единицы техники гибнет несколько человек. В транспортном самолёте экипаж только составляет до восьми человек. А другая техника имеет на борту одного человека?
Вот поэтому я и не доверяю нашей литературе и вообще нашим средствам информации, которые зачастую просто глупы. А глупость подобного рода это и есть трусость, трусость перед своим народом, который вовсе не будет уважать такую лживую власть. И начнись война, я думаю количество перебежчиков на сторону врага будет гораздо больше, чем это было во Вторую мировую войну. А ведь на стороне врага воевали миллионы советских граждан. А сколько находилось в качестве добровольных помощников, которые не стреляли, но обеспечивали боеспособность немецкой армии? В одной только Сталинграде таких помощников было 52 тысячи человек.