Римский портрет

Марина Лебедь
  Вполне вероятно, что родиной психологического анализа был именно Древний Рим.  В это время появляется интерес к внутреннему миру и уникальному облику человека. С наибольшей очевидностью эту мысль подтверждают древнеримские портреты. Древнеримский скульптурные портреты уникальны, прежде всего, тем, что впервые в истории развития культуры человечества, в изображении индивидуального воплотился принцип целенаправленной психологической выразительности.  Подробно-аналитическое  изображение лица человека стало возможным в результате все большего значения общественного, социального,  утраты доминирования идеалистического  мировоззрения. Из искусства Рима исчезает совершенная пластика художественных произведений древних греков, появляется асимметрия, слабеет типическая обобщенность образов и  появляется принципиально новое – анализ характера и психологическая  достоверность. Большая реалистичность лишь подчёркивает этническое своеобразия  - типичный римский профиль воплощает в себе культ мужской красоты.

  В портрете незримо присутствуют три идеи –   идея высшего предназначения в целом сохраняется, но она дополняется  идеей  государственности и идеей  уникального, отличного от других, неповторимого человека и, что особенно важно,  индивидуальность не приносится в жертву государственности.     Созданные образы как будто излучают волю,  благородство, мужество.
 Римский портрет феноменально точно передаёт выражение лица.  Неповторимые и оригинальные образы римлян интровертивно сосредоточены, и, в отличие, от открытой греческой скульптуры, направлены внутрь себя.