Как давно это было

Васильева Валентина
   Мои родители познакомились в небольшом прибалтийском городке. Это были первые послевоенные годы. Мама работала санитаркой в больнице. Работать по специальности - учительницей, как до войны,  она не смогла. На то были веские причины.
   
   Осенью 1940 года её из Ленинграда направили в город  Дно Псковской области, преподавать в  школе. Там и застала война. Вернуться в Ленинград мама не успела. За два месяца до войны у неё родилась дочка Ада. Муж был на фронте. В начале июля в городе уже были немцы. Мама с Адой добрались до деревни , где жила бабушка, там и прожили до конца 1943 года. За помощь партизанам  хотели арестовать -  она успела спрятаться в соседней деревне. Но через несколько дней попала под «облаву» и вместе с дочкой была отправлена на принудительные работы в Германию. Вернулись они в августе 1945 года. Деревня сожжена. В Ленинграде дом разбомбили. От мужа письмо, написанное чужим почерком: «Я тяжело ранен, нахожусь в госпитале в Нижнем Тагиле. Такой я тебе не нужен. Не вернусь. Береги дочку».Брат предложил приехать к нему. Их воинская часть была расквартирована на юге Латвии. Так,  по воле случая, мама оказалась в Прибалтике, где и прожила всю жизнь.
   
   Мой папа изредка появлялся в этом городке. Молодой парень, симпатичный. Всегда шинель или бушлат на плечах. Красивые голубые глаза. Останавливался он в том же доме, где жила мама, у соседей, в квартире на первом этаже. Жил пару дней, потом уезжал. Как выяснилось потом, он покупал продукты и отвозил их в деревню, где было голодно и надо было помогать маленьким сестренкам. Во время оккупации воевал в партизанском отряде, принимал участие в подрыве поездов. После освобождения Пскова вступил в ряды Советской Армии и дошел до Праги. Под Прагой был легко ранен в обе ноги и тяжело в обе руки. В госпитале ему ампутировали кисти обеих рук.

    Родителей познакомила соседка. Спасибо ей за это. Вскоре они поженились. Не прошло и года, появилась на  этом свете я.
    У нас была прекрасная семья. Несмотря на то, что папе было намного труднее, чем другим отцам, вся тяжёлая работа была на нём. Он умудрялся пилить и колоть дрова. Мы с сестренкой только складывали их в поленницы. Приносил воду из колодца. Вскапывал огород.  Мы с мамой занимались посадкой, а с сестренкой прополкой грядок. Собирал грибы и ягоды. Был заядлым рыбаком. Эту страсть я переняла от него. В пять лет я уже могла полностью оснастить удилище. В шесть я поймала первую в жизни щуку. До сих пор помню, как самостоятельно старалась вытащить её. Научил разбираться в грибах. Поход в лес для меня всегда огромное удовольствие. Возвращаясь из леса,  почти всегда привозил букет полевых цветов. Ромашки, васильки, колокольчики. «Это моим девчонкам» - говорил он. С улыбкой смотрел, как я  спешно всё это великолепие ставила в большую вазу.
 
   Зимой, возвращаясь с рыбалки,  привозил красивые еловые веточки. А я с нетерпением ждала, когда  наконец откроется рыболовецкий ящик и из него будет извлечён подарок от зайчика. Подарки были разные. Иногда это был просто кусочек чёрного хлеба, намазанного маслом, чаще печенюшки или конфетки. Как это было вкусно! Но почему-то зайчик всегда передавал мне конфеты, точно такие, как у нас дома. «Неужели в лесном магазине у зверюшек нет других конфет?» - думала я.
Ездил на велосипеде, потом на мопеде. К рулю всегда были приделаны специальные приспособления. И получалось у него это здорово!
   
   Вспоминается один эпизод из наших прогулок. Папа решил покатать меня на мопеде. Я села  сзади на багажник, ручонками крепко обхватив его спину. Сначала он медленно прокатил меня по улочкам и неожиданно мы выехали за город.  И вот  едем по просёлочной дороге. А по сторонам колосящаяся рожь! Мы остановились, я нарвала букет васильков. Дома его вручили маме. Ох и попало же нам за эту поездку!!! Мама даже за сердце схватилась!
 Научил держать молоток в руках, чинить велосипед. Он всегда говорил: «Главное в жизни, это голову не потерять, а остальное всё можно преодолеть. Цените жизнь! Она у нас одна!»
   
     Мама была прекрасной хозяйкой. У нас в доме любили собираться друзья родителей. Мама прекрасно пела. Папа ей подпевал. Тихонечко так. Музыкального слуха у него не было. Вот с чувством юмора у него всегда всё было прекрасно. Частенько он разыгрывал моих подружек, рассказывая им чудесные побасенки, в которые они искренне верили. Это был прекрасный рассказчик. Можно было слушать его часами. И самое интересное, что я не помню, что бы он повторялся.
Мама любила шить. Многие платья и сарафанчики, сшитые её руками, я помню до сих пор. А пироги с яблоками!!!!

   Детских воспоминаний много. Часто перед глазами всплывают картинки: наша большая комната, абажур с кистями под потолком. Мама, склоненная над швейной машинкой, папа, читающий книгу и я, укладывающая кукол спать. Кукольная мебель, сделанная руками друга семьи, дяди Славы,  и подаренная мне на мой день рождения. Подружки часто просили дать им с ней поиграть. Расставляли её на крылечке и это был дом для их кукол.
   Двор у нас был большой. Детишек  много. Мы жили дружно, любили придумывать новые игры. Нередко, вечером, забравшись в дальний угол двора, рассказывали друг другу разные страшилки.
 
   Помню ёлку до потолка, принесённую папой из леса, Пушистая, пахучая, от неё глаз невозможно было отвести. С верхних веток свисали шишки. Так хотелось их потрогать. Но даже со стула я не смогла дотянуться.  Папа, увидев мои мученья, поднял меня под потолок. И вот они - смолянистые и липкие - перед моими глазами. Я трогаю их рукой и на пальцах остаётся смола. А какое счастье было наряжать эту красавицу! Разглядывать ёлочные игрушки, вешать их на веточки. Мастерить из бумаги фонарики, делать цепочки – и всё для нашей новогодней гостьи. Одаривать её  конфетами в блестящих фантиках. Смотреть на мигающую звезду на макушке. И с нетерпением ждать, когда же наступит долгожданный Новый Год и Дед Мороз принесёт подарки.

   Проходили годы. Родители становились старше, мы взрослели. Школа, институт. Взрослая жизнь. Я уже давно мама, да и бабушка уже.  Их рядом нет. А  так иногда не хватает. Кажется, что мало говорила, как их люблю, и многое  не успела для них сделать.