Леди Лигейя

Тамара Липатова
      По новелле Эдгара Аллана По  "Лигейя"
               
                «Кто постигнет тайны воли и всей мощи её?...»
                Джозеф Гленвилл
               

 Истаяло так много дней…
 Но в памяти больной моей
 Храню я образ незабвенный
 И дивный свет души нетленной…
 ……………………………

 В святилище души моей
 Сиянье красоты Лигейи…
 Взгдяд чёрных, огненных очей,
 Прекрасней влажных глаз газели!
 В их антрацитовых зрачках
 Скрывалась суть из тьмы эфира
 И отражалась в миражах
 Вселенского, другого мира…

 В них воля сильная жила...
 Кто мог постичь ёе величье?
 Загадка дивного обличья
 Непостижимою была...
 ............................

 Ты много знала...
 Не встречал я
 Ещё учености такой
 Я был пленен твоей красой,
 Игрой ума, влекущей страстью,
 И не противился всевластью
 Твоей любви. Сражен тобой,
 О, дивный,  смуглый ангел мой!    

 За что меня любила ты
 Так страстно и непостижимо?
 Наш брак был раем красоты...
 Ты заболела и… остыло
 Твоё дыханье чистоты…
 Сам Рок витал неотвратимо –   
 И скрыла  тёмная могила
 Твои прекрасные черты…
 ........................

 Ушло тепло, сгорело счастье!
 И  жесточайшее ненастье
 Моею правило душой
 И уносило прочь покой.

 И опиумных уз рабом
 Я постепенно стал, и в нём
 Лишь находил я утешенье,
 Дающее душе забвенье…

 Им заглушал своё несчастье.
 Он мной владел и, в одночасье,
 Поддавшись сладостному плену,
 Я ввёл прелестную Ровену         
 Своей супругою второй
 В чертог, где жили мы с тобой.       

 То ангел был…с главы, каскадом,
 Струились кудри водопадом
 По мраморным её плечам,
 Сияя золотом,  к ногам.
 А лик был нежен и прекрасен...
 И глаз лазурных синевой 
 Могла  поспорить с небесами
 И с их прозрачной чистотой.

 Но своды мрачные пугали
 И страхом  смерти  наполняли
 Её прекрасные глаза.
 И словно тайная гроза
 Над головой её витала,
 И мучила и досаждала.

 Но не обрёл я с ней покой -
 Все думы были лишь о той,
 Что всех людей была дороже
 Я бредил ей.… О, правый Боже!
 Её я имя повторял
 И беспрестанно её звал.

 В ночной тиши, пугая слуг
 И бедную жену,  я вдруг
 Взывал: "Приди,  Лигейя!
 Приди, желанный ангел мой!"
 И неустанною мольбой
 Тревожил неба свод  безлунный,
 Упав в траву, рыдал, безумный…

 О ней одной лишь я мечтал,
 Ровену ж… ненавидеть стал.
 Моей  Лигейи шелк кудрей
 Чернее ночи и нежней
 Я не встречал  до этих дней
 У окружающих людей.
 ………………………..

 Но вскоре же жена младая
 Занемогла…и, угасая,
 Слабела…. Были её дни 
 Уже не нами сочтены…
 И, у постели её сидя,
 Я это всё яснее видел,
 Но мысли все мои тогда
 Вились не у её чела...

 Я представлял, что здесь Лигейя,
 И, глаз поднять своих  не смея
 И каждый вздох её ловя,
 Я небеса молил,  храня
 Надежду вновь увидеть очи,
 Что цветом ярче звездной ночи.
 ……………………………
 Я, словно в лёгкой дрёме был,
 Когда движенье уловил -
 Тревога в воздух витала
 И в венах хладом трепетала…
 
 На столике стоял бокал,
 Багряную он тень бросал
 На скатерть белую, как снег.
 Вдруг время прекратило бег…
 И тут, неведомо откуда,
 Из пустоты, из ниоткуда,
 Рубиновые пали капли
 В её вино и вмиг иссякли.
 Ровена руку подняла,
 Берёт бокал и… пьёт до дна!

 Туманным облаком над ней
 Сгустилось нечто из теней -
 Ровена побледнела вмиг
 И с уст её сорвался вскрик,
 Но силы кончились… она
 На ложе смерти отдана…

 И вот уже жена моя,
 Желанья к жизни не храня,
 Безвольно руки уронила...
 Исчез румянец, и могила
 Свой след на веки нанесла –
 Моя Ровена умерла…

 В оцепененье я сидел
 И с грустью на неё глядел…
 Уж восковым стал цвет чела -
 Жизнь безвозвратно утекла…
 Окаменело её тело
 В мрак холода её одело…
 ………………………………

 Но сквозь туман моей печали
 Вдруг стон услышал и вначале
 Поверить этому не мог,
 Но трепет легкий вдруг потёк
 Под веками закрытых глаз.
 Румянца легонький окрас
 Вдруг появился на щеках,
 Отринув смерти серый прах.

 Я все, что мог, пытался сделать,
 Чтоб ей помочь, но что же  делать,
 Коль смерть решила отменить
 Всё, что хотела жизнь дарить.
 И вновь холодная рука
 Её с собою забрала…
 Вновь восковым стало лицо,
 И смерти мрачное кольцо
 Сковало холодом всё тело -
 Душа Ровены отлетела…

 И ужас вновь сковал меня.
 Играли сполохи огня,
 А по стенам метались тени,
 Как будто призраки видений.
 ………………………………
 Руками слуг  моих она
 Для погребенья убрана…
 И в саване своем лежала,
 Но... словно тень над ней витала.
 ……………………………….
 Смотрел на смертное я ложе...
 Прошел уж час, когда (возможно ль?)
 Я вновь услышал лёгкий стон.
 О, ужас!  Может, это сон?
 Но…вот румянец возвратился…
 Иль мой рассудок помутился?

 Вот к телу вновь тепло вернулось,
 И сердце будто встрепенулось,
 И на запястье пульс пробился,
 И лик в живой преобразился!
 Вот дрогнули её уста -
 Она боролась и жила!

 Я вновь пытался ей помочь,
 Но все напрасно…. Снова ночь
 Свои крыла над ней раскрыла,
 И снова мрачная могила
 Её с собою позвала
 И в склеп холодный унесла.

 Ещё сильнее проявился
 Смертельный лик её, явился
 Ещё ужасней и страшней!
 И не было бы тех людей,
 Кто б в этой смерти усомнился.

 Измучен страшным потрясеньем
 Я был раздавлен, и в смятеньи
 Пытался это объяснить,
 И опий стал уже винить.
 Но  вдруг опять услышал вздох
 Не ожидая вновь  подвох,
 Я взгляд направил свой туда,
 Где в саване лежит она…
 
 Нет, я не верю!  Видит Бог,
 Что это вовсе не подвох!
 Вот шевельнулась, и встает,
 И к центру комнаты идет…
 Но что это?  Вдруг выше стала?
 И, как Ровена,  выступала?...

 Напомнила она мне ту,
 Чью неземную красоту
 Я так отчаянно искал
 И в ослепленье призывал.
 Вот повернулась.… Нет, не верю!
 Я вижу вновь свою Лигейю?!

 Упало долу покрывало,
 Открыв, что до поры скрывало, -
 Волною черный шелк кудрей
 Рассыпался с её плечей!
 И черных глаз сверкнул огонь!
 Навстречу бросился я к той,
 Кого так страстно призывал -
 Пред нею на колени пал!...

 Вот голос милый раздаётся
 И как бальзам на душу льётся:
 - К тебе стремилась, милый мой!
 И, наконец, перед тобой!
 Душа рвалась тебя найти,
 Преград не видя на пути!
 И вот я здесь стою, немея
 От счастья... Здесь
                твоя
                Лигейя!!!