Ч. 33 Топили всех подряд

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/07/31/1592

Топить беспощадно

Часть 33. Топили всех подряд

К 1917 году положение Германии на фронтах ухудшилось. Отбросив колебания, связанные с опасением вступления в войну США, германское верховное командование 9 января 1917 года отдало приказ возобновить неограниченную подводную войну, рассчитывая к осени заставить Англию прекратить сражаться.

Немцы пришли к выводу, что неограниченная подводная война, по сравнению с соблюдением международных призовых правил, позволит вдвое увеличить тоннаж потопленных судов. В их расчётах учитывался также плохой урожай пшеницы во всё мире с 1916 на 1917 год. Не знаю, вспоминали ли они поговорку «голод – не тётка», но, судя по всему, очень на это полагались, надеясь, что голодные англичане станут покладистыми.

Теперь Германия сделала ставку на свои подводные лодки. 31 января 1917 года германская печать сообщила, что её подводные лодки будут топить все суда, оказавшиеся в зоне боевых действий. Это был вызов всем нейтральным странам, и в первую очередь Америке. 3-го февраля 1917 года Соединённые Штаты Америки разорвали дипломатические отношения с Германией, а 6-го апреля Конгресс США проголосовал за объявление войны Германии. Вызов был принят.

Англичане к неограниченной подводной войне оказались не готовы. У них по-прежнему главными средствами борьбы с подводными лодками оставались таран, артиллерия и противолодочные сети. Глубинных бомб было мало, установки для бомбометания находились ещё только на листах бумаги, пришпиленной к кульманам, шумопеленгаторы только появились и нуждались в серьёзной конструкторской доработке.

В 1915 – 1916 годах германские подводные лодки потопили свыше трёх миллионов тонн торгового флота англичан и их союзников, но мощное английское судостроение пополнило эти потери. 

В начале 1917 года Германия имела 111 подводных лодок. Из них 82 вели боевые действия в Северном море.

24 лодки действовали  в Средиземном море, и лишь 5 подводных лодок были заняты на всех русских морских театрах.

В Адмиралтействе ещё только обсуждали создание противолодочных групп и организацию конвоев. Реальными мерами борьбы с подводной угрозой оставались вооружение артиллерией торговых судов и увеличение числа судов-ловушек.


Адмирал И.В. Касатонов в книге «Черноморская эскадра 1940-1961» (Москва, издательство «А-2 – А4», 2007) написал: «Организация проводки воинских конвоев, принятая на Чёрном море в 1916 г., признана наиболее совершенной за всю Первую мировую войну и в ряде методов противолодочной и противовоздушной обороны намного опередила флоты западноевропейских стран».

Адмирал не указывает, кто именно «признал», но поскольку мы в этом отношении намного «опередили флоты западноевропейских стран», то нетрудно догадаться, что флотоводцы этих стран признали наше превосходство.

Такое утверждение - пример квасного патриотизма. Достаточно вспомнить, что два германских корабля держали в напряжении весь Черноморский флот, а пять подводных лодок на всех (!)  русских морских театрах не только помогали запереть Балтийский флот в Финском заливе, но и потопили броненосный крейсер «Паллада».

Русские военные моряки нисколько не уступали в отваге и умении своим западным коллегам, но всё же, лучше быть скромнее.

Начало неограниченной подводной войны побудило английских конструкторов и морское командование ускорить создание новой техники и методов ведения противолодочной обороны.

Англичане и французы стали широко применять для противолодочного патрулирования дирижабли и самолёты. Систему конвоев ввели для угольных судов в Канале и в Северном море.

Основными районами действия германских подводных лодок  были западные подходы к Англии на схождении торговых путей судов, следовавших из Америки и с Дальнего Востока. В этом районе действовали 46 подводных лодок, которые за первые три месяца неограниченной подводной войны потопили 1012 торговых судов.

В апреле 1917 года англичане в полной мере ощутили эти потери.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/06/1169