сердечная дружба

Маргарита Школьниксон-Смишко
Из-за истории с материальной помощью польскому юноше, вырваться в отпуск с Костей Розе удалось только после 17.07., и в конце июля она уже опять была в Берлине. Там её встретили доброжелательные друзья.

«                4.08.1908, вторник

Ниуниу, любимый, сладкий Ниуниу!
Если бы ты знал, что я пережила! В воскресенье я сказалаХ(ансу) К(аутскому), что хочу завести масляные краски, и вот сегодня мне всё принесли: мольберт, кисти, краски. Я была в восторге и сразу же начала рисовать. Рисовала с часу до четырёх, копирую картину Волькмана: поле с колосьями, ту что висит у меня в спальне...»

Дружеские отношения с Хансом Каутским - младшим братом Клауса, профессором и художником придворного прусского театра в Берлине завязались у Розы намного раньше, чем возник роман с Костей. Ханс не только прекрасно владел кистью, но и замечательно играл на фортепьяно. Этой связью Роза дорожила.
Хансу она писала не письма, а скорее записочки, и сохранились они, очевидно, без конвертов, поэтому часто без точных дат. Ниже предположительный ответ на его августовский подарок:

«Дорогой Ханс!
Большое спасибо за вашу доброту, доказательства которой я, хотя бы из далека получаю. Несколько недель назад пришли цветы и сегодня — мольберт, что меня очень порадовало. Потому что благородного дарителя, похоже, не так просто нынче повидать. На моё последнее предложение пришёл огорчительный Refues*, а позавчера мне мальчики сообщили, что Ваше нвнешнее отногшение к людям в высшей степени враждебное. Поэтому я не решаюсь показаться Вам на глаза. Иначе бы я заявилась; к сожалению, чувствую что Вам всё человечество, включая и мою малость, осточертело. В таком случае друзья должны проявить терпение, пока солнце опять выглянет. Если в воскресенье это чудо природы на Хален-озере** в некоторой мере должно произойти, буду рада, вечером  иметь возможность некоторые его лучи перехватить в моей квартире .
Ещё раз сердечное спасибо!
                Ваша Роза»

*отказ
** там находилась его квартира

Ниже более старые записки:

«                20.09.1907
Дорогой Ханс!
Наконец я опять немного свободна и хочу услышать, как Ваши дела. Может быть Вы меня в воскресенье утром, так часов в 10 заберёте и мы поедем прогуляться к Шлахтер-озеру до 13 часов ( тогда мне нужно быть дома) и посудачим...
                Сердечный привет
                Р.Л.»

У Ханса была потребность и возможность доставлять Розе удовольствие:
 
«                1.11.1907 пятница пол-второго по полудни
Дорогой Ханс!
Только что получила  Ваше письмо с билетами на сегодня, и прятного в этом было то, чтоВы дали знак о себе. У меня однако постоянное невезение с фрау Масленой мухой*. Прошлый раз я хотела, зная ваше тайное желание, пойти с Л(узой Каутской)**, а она предпочла сыновей, поэтому я уступила. Сегодня же — о Боже!- день, когда у меня вечером курс лекций...»

*опера «Мадам Баттерфляй»
**  симпатией Ханса к жене его брата Клауса

Неудачная попытка Ханса не остановила перед новой:

«Дорогой Ханс!
Большое спасибо за билеты, которые однако я не использовала, потому что Парвус нам всем уже достал на третий ярус. Я отдала Ваши билеты Луизе (Каутской), которая вчера была у меня.. Но это не так важно, главное почта Хиобса доставила сообщение о состоянии Вашего носа и ваших Zoppen.Больше всего мне бы понравилось самой к вам поехать и помотреть, но подозреваю, что ко мне прийдут люди, и поэтому не выберусь...»

Конечно, подарки делались и раньше,например, в декабре 1907 г., перед главным немецким праздником — Рождеством:

«                19.12.1907
Дорогой Ханс!
Большое спасибо за прелестную статуэтку! Милая «совсем маленькая мелочь» - Вы «Schlinier“. За такие роскошные подарки мне нужно будет при нашем следущем свидании сделать Вам отповедь...
А теперь и не воображайте, что Гейне* был от меня. Это была контробанда под моим флагом и даже без того, что меня предупредили!... Он, надеюсь, поэтому тем больше прятен, признайтесь же!
Тем временем от меня ещё только сердечный привет и ещё раз большое спасибо!
                Ваша Р.Л.»

* книгу в подарок послала Луиза Каутская