Массовая культура

Марина Лебедь
Можно уверенно констатировать доминирующее положение, популярность, массовой культуры  и тем более важной становится необходимость ее осмысления.
Массовая  культура обеспечивает большей части населения комфортное существование и уже в силу одного этого несправедливо и неправильно оценивать ее   однозначно–отрицательно или  осуждать  жизненные стандарты большинства людей. К положительной стороне амбивалентного воздействия массовой культуры  принято относить  благоустроенность ежедневной жизни, удобство, безопасность,  практичность, комфорт, широкую доступность для прагматичного использования достижений науки и технологий. Беспрецедентная в масштабах исторического развития человечества повсеместность,   триумф массовой культуры, делает более ценным и постоянно актуальным акцентирование внимания на другой, отрицательной стороне ее амбивалентного воздействия.   Факт безусловного принятия продуктов большинством придает особенную значимость опппозизионного противостояния.  Существует еще одна  важная  причина считать ценным практически любое осознанное не принятие массовой культуры.  Она заключается в том, что массовая культура развивается не только как способ самоорганизации огромной  социальной группы – спонтанно, по своим собственным законам;   существует относительно небольшая группа людей, которая оказывает целенаправленное воздействие на направление и содержание культуры, заинтересованных в том, что бы она как можно дольше оставалась именно в таком своем состоянии.  Мотивы этой небольшой группы  определяются исключительно их собственными  прагматическими и эгоистическими интересами. Массовая культура не  предназначена для удовлетворения подлинных интересов большей части людей.  Массовая культура совсем не обязательно создается в интересах  людей, ее создают для управления и использования людей, по заказу,  в интересах тех, у кого есть деньги и власть.  Эти силы не индеффирентны, они оказывают постоянное давление на создателей культурных ценностей.
На достижение удержания направления развития массовой культуры тратятся миллиарды,  продумывается мощность  целенаправленных воздействий, разрабатываются  способы рационального обоснования и   воздействия на бессознательное,  внедряются соответствующие  методы, рассчитанные на разные группы населения от домохозяек до людей науки, и, что самое неприятное, на детей, в том числе и  на уровне образовательных программ.  В странах с низким образовательным и культурным уровнем методы проще, практически не закамуфлированные;  там, где население более умное и методы более изощренные. Создается спираль – чем более развиты формы массовой культуры, тем больше возможностей для средства массовой коммуникации манипулировать  сознанием людей, тем проще формировать их  в социальном и культурном отношении,  вовлекать и удерживать их в нужных рамках.
Если посмотреть на современное общество глазами  образованного человека 17-19 века, то оно предстанет как не лучший вариант сбывшегося  футурологический прогноза в духе  столь любимого академиком Сахаровым Оруэлла.
Вышесказанное является попыткой обоснования  целесообразности рассмотрения массовой культуры  в свете ее проблем и пороков.   
Ценностные основания массовой культуры, вполне возможно, хорошо вписываются в современные экономические, рыночные, политические теории, но  они идут в разрез с  идеями  всех гениальных гуманитариев – от античности до наших дней. Как не напрягаю я воображение, но представить, что кто-то из них стал бы на позицию апологизации массовой культуры – нет, это решительно невозможно!
 Массовая культура консолидизирует общество вокруг маркетинга, непрекращающегося потребления, приводя все разнообразие потребностей  к общему знаменателю покупательной способности, и  формируя, тем самым,  приоритет  пассивно-гедонистических ценностей. Массовая культура формирует  вполне определенные личностные черты своего потребителя, и она располагает для этого целым спектром  разноплановых возможностей.
Желания, потребности индивида создаются и преподносятся как исходящие от самого индивидуума, хотя таковыми не являются. Можно говорить о тенденции культивирования  потребительского инфантилизма и апел­ля­ции к при­ми­тив­ным ин­стинк­там.
Так, после работы человека ожидают автоматизированные развлечения, стереотипные удовольствия. Человек ждёт, что его свободное время будет заполнено технически организованной деятельностью. В противном случае, он уже не знает, что делать со своим досугом.  Ценность праздников,  просмотра фильмов определяется их   спектакулярно-мейнстримовой  зрелищностью, отпуск, путешествия превращается в поиск и коллекционирование нового   чувственного   опыта -  консюмеризм становится  стилем жизни.
       Массовая культура общедоступна и, как следствие этого, антиэлитарна.  А это очень важно, поскольку мы живем в мире массовой культуры, в мире, в котором индивидуальность, самостоятельность  ежедневно   подвергаются    самым серьезным атакам  со стороны средств массовой информации и рекламы.  Массовому человеку противостоит уникальный, но  такому человеку очень сложно реализовать себя в условиях господства масс. Ведь творчество существует не само по себе, а в определенной социальной среде, которая задает возможности и содержит ограничения. Массовый тип человека может быть креативным, но только из тех, безусловно одобряемых  массовой культурой возможностей, уникальный тип выходит за их пределы, а значит обязательно противостоит. Именно поэтому очень опасно использовать общественное, массовое мнение, как мерило достижений. Положительное оценивание результатов творчества окружающими, зависит от многих факторов. Подлинная ценность и оценивание большинством не обязательно совпадают.  Большинство оценивает позитивно лишь то, что не превосходит планку среднего уровня понимания.
Массовая культура нацелена на то, что бы в большей степени казаться, чем быть. И поэтому ее изменчивость, динамичность - лишь кажущаяся переливающаяся оболочка,  внутри которой находится нечто константное, сопротивляющееся изменением и, в значительной степени, предсказуемое.