НЛО

Наташа Белозёрская
В 70-х проходил я срочную службу в отдельной артиллерийской бригаде. Служба моя уже заканчивалась, близился срок дембеля. Дружил я с Толиком Щегловым и Николкой Коротковым.  Дружба была крепкой, настоящей, как говорится «дО смерти».
В то лето бригада наша  на учения на полигон около Дорогобужа в верховьях Днепра выехала. «Старикам» служится хорошо.   Могли мы себе многое позволить. Даже на реку сходить искупаться и  позагорать часок-другой. Мы и место выбрали отличное: песчаный берег в излучине и лесок неподалеку.
Пошли мы однажды  купаться. Разделись, поплавали, а потом на солнышке за кустами на пригорке и прилегли в чем мать родила. Лежим, нежимся в теплых лучах… Вдруг видим по реке рядом с тем местом, где мы устроились позагорать, водовороты пошли. Один за другим. Чуть ли не кипит вода. А в воздухе ни ветерка… Густой такой воздух, тяжелый, и какое-то напряжение в нем чувствуется… Неожиданно водовороты пропали, а над местом тем, на высоте примерно 60 метров, появился шар. Метров пять в диаметре. Поверхность его словно темное тонированное стекло, в лучах солнца переливается, глаза слепит. Повисел шар неподвижно с минуту и начал раскачиваться как маятник на длинном тросе. В нижней точке траектории движения он на миг замирал. Появлялся из него тончайший красный луч, в воду уходил. А по лучу этому наверх в шар устремлялась вода. Невидимая сила закручивала ее в столб, похожий на микросмерч. Будто супермощный насос качал… Затем черный переливающийся шар начал вращаться с бешеной скоростью, а из него стали отделяться прозрачные пузыри. Размером с футбольный мяч. Пузыри эти на глазах обретали телесность, падали в воду и тонули. Шар теперь двигался  над водой зигзагообразно: удалялся и вновь возвращался… Всё это произошло очень быстро. Ну, может, 3-4 минуты. Мы вытаращили глаза и с открытыми ртами наблюдали фантастическое явление. Внезапно Николка вскочил на ноги, вытянул руки в сторону шара и воскликнул:
- Вы посмотрите, что они делают!
И столько восторга и восхищения было в его голосе, словно увидел он какое-то чудо. Что-то прекрасное. Нам же ничего видно не было. Так и не знаю, что Николка там увидел…
Как только он встал и крикнул, шар остановился. Перестал брать воду из Днепра и сбрасывать в реку странные мячи. Он скакнул вверх и завис на высоте. Тут мы услышали звук. Это был совершенно неземной звук. Что-то напоминающее сильную вибрацию в помещении с бетонными стенами, где звук благодаря акустике мог быть гулким и физически ощутимым… Мурашки по коже пошли…
Вдруг у меня  появилось желание высоко прыгнуть. Тело напряглось… И такая радость внутри! Как на соревнованиях. И будто смотрят на меня со всех трибун. Зрители. Или наблюдатели… Толик потом сказал, что то же самое ощутил… В тот же миг какая-то незримая сила прижала нас к земле… Но не Николку. Он наоборот распрямился, руки вперед протянул, на цыпочки приподнялся… Лицо счастливое! Словно радость неземную, райскую испытывает. Шар приблизился к нему. Из его черных глубин выдвинулся луч диаметром в человеческий рост. И накрыл Николку полностью. Мгновение, и луч  пропал. Пропал и Коротков. Навсегда пропал. Как и не было… Шар начал снова раскачиваться будто маятник. Одновременно он набирал высоту. Неожиданно исчез… Только светлое пятно видно было некоторое время на голубом небе над Днепром…
Мы с Толиком, на ходу натягивая брюки, босиком, бросились в часть… Кому мы только не рассказывали нашу историю!  И командиру дивизиона, и командиру бригады, и следователю военной прокуратуры, и человеку в штатском, который на третий день приехал из города. Нас допрашивали и вместе, и по одному… А что же! Понятно! Такое ЧП в бригаде! Солдат пропал!.. Толик после этого случая неделю заикался. Потом прошло…
Знаю, поверил нам тот человек в штатском. Хотя сначала слишком пристально в глаза глядел. Безотрывно… Даже колебание в нем было… Серьезный человек, бывалый. А нам поверил.   И совет дал. Больше похожий на приказ. О том, что видели, никому не рассказывать. А лучше – забыть…
Тридцать лет прошло. А забыть не могу. Каждую неделю вижу один и тот же кошмар: вижу окровавленное лицо Николки, глаза его потрясенные, испуганные, и шёпот слышу:
- Пощадите, братцы, пощадите!..
Но мы не пощадили. Убивали мы его саперными лопатками. Рубили как фарш. Ох и кровищи было!.. Лопатка Толика в затылочной кости застряла. Еле он вытащил. Николка-то уже мертвый был… Мы его после в леске в уже готовую яму закопали и дерном заложили…     Сейчас, когда у меня два сына взрослых, каждый старше тогдашнего Николки, я сам себя спрашиваю: зачем мы с ним так жестоко? Какой он предатель? Ведь вина его была не такой уж серьезной: признался он офицеру, что это мы втроем в леске тир устроили. Постреляли из автоматов… Ну, увлеклись… Все солдаты знали, и никто не сказал… А он видите ли, честный какой, признался! Говорит, почему человек должен из-за нас наказание нести?! Мы похулиганили. Нам и отвечать.
Предал он нашу дружбу. Видел я взгляд Толика в тот момент. Такое разве прощают? В 20 лет, может, и нет… В общем, мы с Толиком решили Николку наказать. Сильно наказать, как и положено за предательство. Не был бы он нашим другом, не стали бы. Точно. А так – нет пощады… Сидя на губе, думали, как предателя покарать и из воды сухими выйти.  Толик вообще очень умный, он и придумал. Он всё журналы «Техника молодежи», «Наука и жизнь», «Знание – сила» читал. А там про всякие неразгаданные тайны пишут. И про психологию человеческую.
Он мне говорит:
- Слушай, Костян, когда людям рассказывают совершенные небылицы, они скорее в них верят. Лишь бы свидетели были и подробные детали. Телевизор смотришь? Газеты читаешь? Тот же принцип... А придумаем-ка мы НЛО над Днепром! С кучей подробностей и массой эмоций...
Мы эти подробности три часа повторяли, чтобы на допросах не ошибиться потом.
Но дружба наша после этого НЛО прахом пошла. Не желал я больше историй Толика слушать, да и видеть его не мог… Хотелось мне правду рассказать… Да разве ж можно? Люди любят выдумки. Зачем же их разочаровывать… Да и себе мог жизнь поломать… Смолчал…
Слышал я, что Толик после армии на телевидение пошел. В Москве он работал. Успешно... Не сомневаюсь...  Знаменитым тележурналистом стал. Такие дела…
А я  так вот и живу все эти годы со своим кошмаром… Говорят, что НЛО и правда некоторые люди видели… Ну, не знаю…  После урока о принципах телевидения и прессы, преподанного мне Толиком, я мало чему верю. Но иногда мне кажется, что в тот летний день мы  на самом деле  встретили НЛО… И тогда боль на время отступает... Может, и правильно, что по телевизору нам часто врут? Чтобы мы себя и других, кто такие новости заказывает, не винили в содеянном...Каким бы страшным оно ни было...

(Из сборника «100 рассказов про тебя»)