На острие или Дороги, которые мы выбираем продолже

Фания Камининене
На "острие" или Дороги, которые мы выбираем (продолжение)

***


- Ты считаешь, что здесь мы услышим друг друга? -  Клава  огляделась вокруг.  В теплом помещении бара   сидело несколько пар,  беседующих  под оглушительный шум музыки, направленной на посетителей.
-Думаю, что вряд-ли, -подтвердила я, услышав громкую  музыку, раздающуюся в помещении бара -караоке
--Надо уходить... Идем, поищем что-нибудь  другое, - сказала подруга и  решительно направилась на улицу.
Мы долго искали место для тихой беседы,  вышли на уличную площадку в поисках спокойного , укромного места под навесом.
Резкий, шумный,  порывистый ветер беспокойно путался   между  балками навесного потолка уличного бара,  создавая сквозняки, по периметру помещения  - зал сложной формы под стеклом –барные стойки с одинокими посетителями, несколько  мягких диванов и кресел...
Мы укрылись одеялами, любезно предложенными официантом, и ,удобно расположившись в креслах, продуваемых пронизывающим , холодным, освежающим  воздухом, сделали заказ.
Здесь было свежо, не было курящих.
Звукопоглощающая облицовка потолка  удачно заглушала громкую музыку, было уютно и тихо.
Клава упорно молчала. Я ждала. Официант принес  заказанное вино.
-Ну, что, дорогая, -нарушила я молчание, держа в руке  бокал. –Выпьем за удачное окончание учебного года? -  весело  произнесла я и взглянула на подругу.
-У кого удачное, а у меня, - оборвала меня подруга на полуслове. –Не сказала бы, -грустно опустила голову Клава. Затем  устало подняла бокал и чуть дотронулась до моего, чтобы поддержать меня.
- Давай! Выпьем. За нас... – как-то устало проговорила  она.- Пусть нам будет хорошо!
- Давай! –поддержала я.
Озабоченное выражение лица подруги  настораживало меня, и я замолчала.
- Надеюсь, у тебя все хорошо? – я прямо смотрела в глаза подруге
-Да, нормально, - отмахнулась Клава, продолжая молчать.
-Как Саша твой, экзамены сдал? Как твои дела? – зачастила я,  расспрашивая Клаву, пытаясь разговорить.- На прошлой неделе я много думала о тебе,  подруга, после твоего звонка. Столько всего перебрала в голове, даже почему –то  вспомнила наши с тобой  «былые  годы»... По «пепелищам» прошлась, вспоминая время нашей совместной работы под руководством Аркушиной.
Клава с теплом, необычным для неее, чуть улыбнувшись краем рта,  взглянула на меня...И нервно, знобко  подернув плечами, то ли от холода, то ли... от чего еще,  закуталась  более в одеяло
- Поверь,  своим звонком ты обеспокоила меня, -продолжала я.
-Верю! Я и сама в шоке, - Клава опустила глаза. Необычная для нее, короткая стрижка удивительно шла ей, скрадывая нескладность ее и некую растерянность. Она походила сейчас на маленькую обиженную девочку...
-У нашего директора бумажка на меня..Заявление от родителей!  Дети отказываются учиться у меня, -  с ударением,  громче нажимая на слова, проговорила  Клава  и выдохнула
- Дожили,  – потянула я, онемев от услышанного
. – С каждым днем все больше убеждаешься, что жизнь –гоночное шоссе. Одни тормозят, другие –гонят! Нашли хорошее место в жизни: паркуйтесь,  – произнесла я  тихо, дабы разрезать тишину и  молчание Клавы
 Клава вздохнула, и, направив  прямо на меня взгляд своих чистых голубых глаз, продолжала:
- Нынешние девятиклассники! Представляешь!? – слезы, готовые вылиться,  наполнили  глаза. Клава, в сердцах, даже  отставила от себя  свой фужер, пытаясь оттолкнуть  его так, как если бы это была та самая «бумажка». – Дети, которых я учу, отдавая все силы и знания! –воскликнула она. –За которых я переживаю, как за своих, - с болью в голосе, чуть не плача,  продолжала она возмущаться.
У меня не было слов. Я молчала. Ждала, пока Клава выговорится...
-Вызвал меня к себе, когда уже прошла тарификация, - представляешь? И нахально так объявил! Прочитал письмо, с издевкой... Мол, не согласны с методами обучения..., перечисляя  фамилии...
 -Какие?
-  К.  Никита, С. Алина - . А их всего две,  - фамилии-то, -растерянно проговорила она.
- Это же мои ученики, Клава! Они же к вам поступили после восьмого класса? Так? Никита, Алина? Они же нормальные ученики! В чем дело? Звезд с неба не хватали, но старались хорошо учиться... Кто же ими «прикрылся»? – задумалась я.
- Не знаю, в чем дело... Я их знаю всего год. Они были недовольны оценками своими.С самого начала учебного года. Но прилагать усилия не хотели...Хотя я работала с ними дополнительно...Только благодаря родительскому контролю что-то сдвинулось с места... Но ведь все еще впереди...Да и в течение года оценки  у них улучшались: у кого до девятки, у кого –до десятки... Даже не могу понять, в чем дело? – озадачилась Клавдия.
-Понятно! Та же «свистопляска»!  – догадливо произнесла я. – Я уже прошла через это  в своей школе, помнишь? Та же история! С тем же подтекстом! Все это делается, чтобы «законным образом» отнять твои часы! Клава! Они просто хотят отнять твои часы, дорогая моя! Мне тоже, помнится, еще ранее, когда наша школа еще не была прогимназией, бывшая,   директор совала в нос «подметную бумагу», которую они состряпали с подругой –учителем английского языка, – с печалью произнесла я.
- Да! Что-то помнится, было такое, -задумалась она.
 – Вспомни, Клавдия, что я сделала тогда. Я решила докопаться до правды... И мне удалось дойти до истины, помнишь мою историю? –повторила я. - Тогда я собрала собрание класса и попросила открыто ответить, чем они недовольны,  родители учеников... А класс и родители оказались вовсе  « в неведении»...И дети подходили извиняться на перемене...Родители  тупо таращили на меня глаза, не понимая, зачем я их собрала... А «  ларчик  просто открывался»... Оказывается, я пожалела хорошую оценку выставить сыну  подружки  директора... Лодырь! Он,  не учился, я из жалости еле выставила ему четверку, а надо было двойку ставить....Позже, в разговоре, директор мне открыто тогда сказала: «Тебе что, жалко было семерки?» Вот так, моя дорогая!  Воистину, опыт позволяет нам распознать ошибку каждый раз, когда мы ее повторяем...
-Так что теперь, идти  «на поводу родителей», желающих хороших оценок для своих деток? –возмутилась Клава. -Понятно, видимо так и есть....
-Видимо!  Клава! Настали такие времена, когда знания не нужны, нужен только  «стимул» для  «достижения» -любым способом...Очень современно! –добавила я.
-Знаешь, я не спорила... Недостойно как-то...Себе дороже... Здоровье жалко... Я  заявила, что согласна отдать их другому  учителю. Мало того, чтобы не случилось того же с параллельным классом, отдала и тот, второй  десятый класс, - смиренно закончила свою речь Клава.
- Ну, и? –
-Что,  ну и? – повторила Клава.
- Клава ты, Клава, подруга моя... И как же теперь? Какую зарплату будешь получать, ведь на пенсию, знаешь, не прожить?- озаботилась я.
-Какая бы ни была, стерплю... Научусь экономить, - тихо проговорила Клава.
-Да, ты и так уж не больно «широко» живешь, ремонт затеяла,  да  двух  пацанов  кормишь
- Знаешь, если бы достойная пенсия, мы бы так не унижались, -добавила она.- В том –то и дело, что «между хорошим обедом и жизнью только и разница, что сладкое подают в конце», - резюмировала подруга от обиды, которая «заполнила» ее с  «верхом»
-Не надо так грустно, подруга,  -добавила я. – Хотя они подтверждают мысль великих, что « в жизни возможны только две трагедии: первая –получить то, о чем мечтаешь, вторая –не получить..»  или что-то в этом роде...Ведь так и есть... Наши  скромные, жизненно  необходимые желания опережают наши  утерянные возможности...Но, надо признать,   возможности наши все больше ограничиваются. Нет ничего проще, чем усложнить себе жизнь!
Клава печально добавила:
-Возможно...  наша жизнь –это вовсе не та вечеринка, на которую мы рассчитывали... Но пока она продолжается, мы должны танцевать...