Сибирь и Варшава

Маргарита Школьниксон-Смишко
Оставалось три дня до отъезда, когда пришло неожиданное письмо :

„7.07.1908

Дуду, любимый, сегодня утром от тебя не было письма, может после обеда прийдёт.
Сегодня опять пришло письмо от того русского из Сибири, ты о  нём уже знаешь. Он пишет с такой тоской и с такой фантастической нежностью, что я не могла остаться равнодушной и мне стало как-то даже неловко. Конечно, я не могу в этой ситуации оставить его без ответа. Он прислал мне на память и эту маленькую зарисовку. Сохрани её, когда мы встретимся, ты мне её вернёшь.
Здесь всегда прекрасная погода: солнце и ветер...
Целую тебя, Дуду..»

Умиротворённо  расстаться с Балтийским морем Розе не удалось:

«8.07.1908, среда

Любимый, только что получила письмо из Варшавы. Мой мальчик умирает, консилиум из 3-ёх военных врачей высказался за его немедленное освобождение! Его хотят отпустить под залог в 6 000 рублей! Его родные за две недели не смогли и половины наскрести. Мне нужно выслать, как минимум, 5 000 — 6 000 марок. Я использую для этого весь мой гонорар за экономическую работу, и кроме того буду каждый месяц откладывать по 100 марок от гонорара за мою польскую работу и другие, чтобы смочь вернуть долг. Но нужно за пару дней собрать сумму. Я сейчас же напишу Ханнесу (Дифенбаху) из-за 2 000 марок. Потом я думаю о Хансе К(аутском) и Фаиссте. Ханс (Каутский0 мне бы сразу всё дал, но ты можешь себе представить, как бы мне стало неловко, быть ему благодарной и постоянно с ним сталкиваться. Если ты думаешь, что Фаисст в состоянии и на такое способен, тогда пошли ему от моего имени телеграмму, не сможет ли он до Нового года одолжить 2000 марок, причём под моё честное слово. Добавь ктому, что дело идёт о вещи, от которой зависит моя жизнь. Хотя ты, конечно,  лучше знаешь, если да, как  это всё оформить.Я от сюда уеду в пятницу; и так, пиши мне  уже во Фриденау, Нидштрассе.  Попроси Фаисста тебе ответить телеграммой и телеграфируй мне до востребования на Нидштрассе , потому что в квартиру теперь часто приходит Л(ео).
Обнимаю тебя. Как бы мне хотелось, чтобы ты был сейчас со мной.»

«Берлин, суббота, ночью

Поверь мне, любимый, что ни вчера, ни сегодня у меня не было времени написать тебе пару строк! Я вертелась, как белка в колесе, и ко всему прочему у моей сестры разыгралась ужасная мигрень, и она пол дня не отпускала меня от постели. После обеда мне нужно было сделать для неё покупки, и теперь упаковывать её вещи. Поэтому пишу лишь сейчас, и мой любимей останется без моего воскресного привета.
Только сегодня смогла сходить на почту. Нашла письмо от пятницы, телеграмму и 1000 марок. Ханнес (Дифенбах) встречал меня на вокзале и тоже дал мне 1000 марок. Я этому очень рада, хотя моё сердце немного болит, потому что пришлось взять от Фаисста и втянуть тебя в это дело...Ханнес во всём деле вёл себя замечательно, он мне здесь на каждом шагу,  проявлял настоящую сердечную дружбу...
Завтра деньги отправлю, что дальше будет, пока не ясно.
Ниуниу, целую тебя»