Невесёлая и любимая малая родина

Заболоцкая Мария
Занесла меня память в минувшее детство нечаянно,
Занесла и оставила там, будто где-то в раю…
Снова вижу тебя, моя милая сердцу окраина,
Снова улочка узкая в даль убегает свою.

От меня наутек припустился петух ярко-розовый,
И под розовым небом раздался его позывной.
И ручей, что течет вдалеке под плакучей березою,
Свои волны несет и поет для меня для одной.

С интересом глядят ,улыбаясь, старушки-соседушки:
“Кать, а Кать, погляди, вон шагает какой человек!”_
Рассуждают вослед проходящей по улице девочке,
Сожалея о том,что клонится к закату их век.

Перейду через мост, поздороваюсь с белой березою.
Поворот, а за ним будет дом, где живет он - мой дед,
Ждет меня, свою внучку, такую большую, серьезную.
Спросит: ”Маша, устала?” Ему улыбнусь я в ответ.

“Нет,- скажу,- не устала, я шла по дороге проселочной,
Мне уже восемь лет, я могу прошагать дотемна!”
В мире много дорог, выходящих из далей заоблачных,
В мире много дорог, только эта дорога - одна.

Со мной часто такое бывает – где бы я ни находилась. Вечером, когда стемнеет, и уже ляжешь спать, как будто вдруг происходит откат назад, в прошлое. Я, ещё не заснув, наяву как будто оказываюсь там, в дедовом доме, слышу, как стучат ночные трамваи, идущие в парк, как лают собаки, а рано утром поют петухи, и даже воздух тот начинаю чувствовать утренний, когда выходишь в огород дедова дом… Это не галлюцинация, это какое-то явное перемещение во времени. И исчезает этот состояние в тот момент, когда я подумаю об этом. Т.е. случается оно бессознательно… А наяву…

Наяву дорога к родной улице Черемнова – по улице с названием Образцовая – далеко не образец. По ней ходил еще мой дед, но уже тогда она была яма на яме. Сейчас на этой Образцовой улице по яме на каждый квадратный метр. Её не ремонтировали с послевоенного времени – с тех пор, как уложили тот асфальт. Его, того асфальта, уже нет, он стал пылью, а под дождем превращается в сплошную грязь...

Посмотрела родную улицу, постояла у дедова дома. По улице за мной все время бежал маленький белый котенок, как приветствуя меня на родной улице, белый, как цвет надежды. Дом деда - как после бомбежки: тротуар в дырах, сенки перекосились, стены дома ободраны – со времени ухода деда ни разу не обновлялись новыми молодыми хозяевами. Если бы у меня были деньги в достаточном свободном количестве, выкупила бы родной дом,  сделала в нем капитальный ремонт и поселила в него родню. Далее дедова дома была вторая половина улицы – её уже нет совсем. Нет половины улицы! Увидела даже один треснувший напополам кирпичный дом, стена вдоль – и в нем живут! Такое состояние на многих улицах в округе.

Пошла по другой дороге детства – по ней я ходила в гости к двоюродной своей бабушке, которая мне заменила рано умершую родную бабушку, в честь которой меня назвали. Все улицы, по которым шла – в точно таком же состоянии. Порадовало, что дом, в котором жили прадеды, который находится по пути, отлично сохранился, значит, живут в нем хорошие люди. Я ходила по этой дороге маленькими ножками. Мама отправляла меня одну, было мне 6 лет – к бабушке... Для меня эта дорога казалась в детстве очень длинной. Сейчас она уже такой не кажется – шаги теперь большие. Увидела знакомого петушка на одной из крыш, на которого любовалась в детстве – обрадовалась ему, как старому другу… Когда-то он был новенький, сейчас немного постарел, как и его хозяин, вышедший в это время из ворот…

Пришла к дому бабушки на Проектной улице. Меня впустили во двор. Дом перекосился. В нем не живут, используют как дачу – в бане попариться. На месте оказался новый молодой хозяин, он понимающе придержал собаку, чтобы я прошла. Рассказали, что все дома в этом районе «ведёт» – ведь все работавшие когда-то в городе шахты закрыты и затоплены, зимой вода замерзает, и дома трещат… Хозяева мне показали свои дома, которые там и тут залатаны. Летом лед в шахтах оттаивает – и невозможно садить огороды, вместо земли - болото… В городе в советское время работало 26 шахт. Все шахты были в черте города – изрыт и затоплен весь город! В родном районе Ясная поляна было 3 шахты, под домами все изрыто сплошь… Только небо здесь такой же высокое и синее.

Вот я снова на этой дороге
Спустя годы, тихо стою -
С чувством смутной в душе тревоги,
В дорогом и любимом краю…
Разобрали трамвайные рельсы,
Не стучит по ним больше трамвай,
Я так сильно любила в детстве
Под стук дальний колес засыпать…
Точно так же собаки лают,
Так же где-то кричит петух,
Тот же воздух родной вдыхаю,
Детство словно вернулось вдруг…
На родной и любимой улице
Половины домов - нет,
Я иду, а за мной вдоль лужиц
Скачет белый котенок вслед.
Подхожу – дом родной на месте,
Только сердце сжалось опять –
Был он белым, красивым прежде,
В моей памяти. Время, вспять!
Во дворе больше нет калины
И высоких его берез…
Тротуар, изогнувший спину,
В дырах весь… и другой лает пёс…
Лает пёс – потому что не знает,
Вот и не узнает меня.
Как же горько под этим лаем
У родного дома стоять…

И вот – снится сон, в котором мой прадед, которого я навестила в Прокопьевске на старом кладбище, дарит мне огромный букет ярких полевых цветов… В благодарность, значит. Всё они видят там, сверху, каждый наш шаг. Поэтому так хочется жить по совести, чтобы не стыдно было перед их памятью...


песни – здесь http://www.realmusic.ru/sibstars/

на фото: улица Образцовая