Крупицы духовного опыта

Ангелина Кныш
Под Мюнхеном есть единственный в Германии православный мужской монастырь преподобного Иова Почаевского, в котором всего 10 монахов (из них два епископа).

Православный приход в католической Германии маленький, поэтому зарабатывают себе на жизнь в монастыре в основном типографской деятельностью и изготовлением свечей.

Об этом рассказывал нашей паломнической группе молодой красивый монах с длинными ресницами, проводя экскурсию по скромным «производственным мощностям» своей обители.

Все это было не более, чем второстепенным эпизодом в насыщенной другими важными событиями поездке, однако позже в памяти почему-то вновь и вновь возникал застенчивый юноша из монастыря на берегу озера с белоснежными лебедями.

Чем же поразил этот бесхитростный монах в сонме великого множества других ортодоксов, встреченных ранее по жизни в течение долгих лет? Уж не своей ли молодостью, которая неизбежно порождает немой вопрос: «Как ему удалось так рано постичь смысл жизни?» Или внешней красотой, которая есть прах и тление, и в этом никому меня уже не переубедить? Или, может непривычной приветливостью и добротой, сквозившей в его обращении? Это, кстати, бывает не так уж часто среди погруженных в свою внутреннюю жизнь иноков.

Ответ пришел лишь несколько недель спустя. Помнится, поразило, как добродушно отреагировал тогда этот молодой человек, показывая какую-то позолоченную матрицу (явно недешевую) для демонстрации нам процесса печатания (это было его послушанием) и обнаружив, что значительная часть ее оторвана (возможно, кем-то из наших столпившихся вокруг паломников). «Кто-то уже успел оторвать кусок», – ограничился он спокойной репликой и повел группу в иконную лавку. Оттуда он сразу же вышел, чтобы не смущать людей и дать им возможность под честное слово оставить посильные пожертвования за имеющуюся там разнообразную продукцию (он сам сказал об этом группе). Так же было и в монастырском храме, где в свободном доступе лежали не только многочисленные свечи, но и коробочки с ладаном и другая продукция. Как же накинулся наш народ на дармовщину, не спеша при этом наполнять ящик для пожертвований!..

Было заметно, что этому монаху совершенно чужд ТОРГ для собственной выгоды, который сопровождает каждый поступок мирского (и не только!) человека.
 
Ведь что мы делаем непрерывно в течение всей своей жизни? Незримо ТОРГУЕМСЯ, ВЗВЕШИВАЕМ ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ», СОСТЯЗАЕМСЯ с кем-то, как бы повыгоднее завершить каждое свое движение. Стараемся минимизировать и переложить на других обязанности по дому. В транспорте стараемся занять более выгодное место в ущерб кому-то. На работе получить менее трудоемкое задание, более высокую должность, опять же обойдя кого-то. Отказываем кому-то в поддержке из чисто шкурных соображений. А уж если что-то делаем, то стараемся получить за это сполна и даже больше и т.д. и т.п.

Наша САМОСТЬ так и прет из каждой нашей мысли или поступка. Мы можем даже достичь некоторых духовных высот, избавившись от многих страстей, но ни на миллиметр не уступим ближнему, если дело будет касаться собственного комфорта. И забываем, что Христос сказал: «ОТВЕРГНИСЬ СЕБЯ и следуй за Мной». Не только не греши (за каждым грехом, как правило, стоит страсть, разжигаемая бесами), но и не претендуй на какие-то дополнительные и, тем более, чужие блага, довольствуясь тем, что имеешь. Более того – при необходимости жертвуй какими-то благами в пользу других.

Эпизод с монахом наглядно продемонстрировал то, что было известно давно, но прежде ускользало от сознания. Это был знак, что нужно не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше ИМЕННО В ЭТОМ ВАЖНОМ НАПРАВЛЕНИИ. Это было, своего рода, духовным вразумлением, которое трудно переоценить.